Тульская историческая весна - 2021

129 насчитывалось около 500 школ [10, с. 54]. Возросшую популярность образова- тельных учреждений с неодобрением восприняло правительство, и было решено их запретить. Стремления женщин к получению знаний для доступа к профессио- нальной карьере были временно приостановлены. После издания в 1869 г. работы Стюарта Милля «Подчинение женщины» женское движение за доступ к высшему образованию вновь активизировалось. Заканчивая уже существовавшие на территории России специализированные учебные заведения, девушки, получали возможность быть акушерками или до- машними наставницами. Но, женщины, стремящиеся сделать профессиональ- ную карьеру, понимали необходимость получения университетского образова- ния, так как полученные знания открывали доступ к разным профессиям. В связи с этим было создано множество кружков (например, во дворце Елены Пав- ловны), на которых женщины решали проблему недостаточной подготовки для присутствия на университетских лекциях. В связи с этим кружок М. В. Трубни- ковой подал прошение в мае 1868 г. ректору Петербургского университета о раз- решении присутствовать на лекциях, которое подписали около 400 женщин [4, с. 498]. Совет университета, рассматривавший прошение, воспринял его с одоб- рением. Однако министерство народного просвещения поняло эту идею по-сво- ему. Было принято компромиссное решение об организации публичных лекций, как для женщин, так и для мужчин. Стремления к знаниям феминисток не были оценены правительством должным образом. По этой причине в конце 1860–х гг. развернулась феминистическая кампа- ния, своеобразная ответная реакция на правительственную политику в отноше- нии высшего женского образования. На частные средства начали открываться курсы для девушек, желавших восполнить знания, полученные в гимназиях, и облегчить поступление на курсы (такие как «Аларченские женские курсы», курсы при общеобразовательном частном женском училище Спешневой, рассчи- танное на 62 учениц) [4, с. 512]. Общество сочувствовало стремлению женщин получить образование высшей категории. Правительство не оставило это неза- меченным и удовлетворило поданные ранние прошения. В октябре 1869 г. от- крылись первые женские курсы на Лубянке. «Лубянская» учебная программа да- вала обширные знания наравне с мужскими гимназиями. В 1869 г. число слуша- тельниц составляло 90 человек, к 1870 г. их число возросло до 180 (2 раза больше), а в 1873 г. количество студенток уменьшилось до 103 [6, с. 35]. В связи с уменьшением числа девушек, желающих пройти обучение, программа «лубян- ских» курсов постоянно расширялась. К концу 1870–х гг. они уже претендо- вали на звание высших учебных курсов. В январе 1870 г. открылись первые пе- тербургские публичные курсы, из 900 записавшихся человек 797 были жен- щины [4, с. 523]. В 1872 г. начали работу московские высшие учебные курсы В. И. Герье, от- крывшие доступ к закрытым женским профессиям в высших учебных заведениях (ассистентка или преподавательница в старших классах гимназии). Курсы в пер- вое полугодие насчитывали 58 слушательниц, к 1874–1875 гг. – 103, в 1876 г. –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=