Тульская историческая весна - 2021

128 Пик развития либерального феминистического движения пришелся на пе- риод правления Александра II, когда российское общество претерпевало всеобъ- емлющие и быстрые изменения, что повлияло и на динамику обсуждения жен- ского вопроса. В 1860–е гг. вопросы эмансипации женщин активно обсуждались в печати и вызывали значительный интерес среди населения. Но стоит отметить, что термин эмансипация раньше понимался как освобождение от зависимости, неравноправия любого человека, а не только женщины [7, с. 910]. Необходимо подчеркнуть, что распространение феминистических идей среди всего населения было исключительным случаем. Первые феминистки в царской России были представительницами привилегированных слоев: Н. В. Стасова, А. П. Филосо- фова, М. В. Трубникова, А. К. Цебрикова, А. Н. Энгельгардт, А. П. Суслова [12, с. 3]. Они черпали свои идеи из зарубежной литературы: книги Женни д'Эрикур, Жорж Санд, работы Байрона, Гейне, Руссо. Так как на Западе феминистическое движение начало развиваться намного раньше, их идеи стали фундаментом для развития женской эмансипации в России. Одной из сторон проявления феминизма в России было создание первых женских организаций, нацеленных на социальную защиту и трудовую помощь женщинам. При создании таких организаций феминистки руководствовались идеями Клары Бальфур о «системе самопомощи»: помощь одних женщин дру- гим, забота о несчастных людях со стороны «более удачливых» [10, с. 49]. Про- анализировав работу организаций, Р. Стайтс отметил, что «Общество дешевых квартир», основанное феминистками в Санкт-Петербурге осенью 1861 г., было нацелено на благотворительную деятельность. Организация предоставляла жилье нуждающимся семьям, содействовала повышению уровня жизни. В част- ности, были основаны мастерские по пошиву одежды, общественные кухни, а также школы для работающих матерей, в которых в основном преподавали члены общества. В 1863 г. было основано «Общество переводчиц» для обеспе- чения женщин интеллектуальной работой (литературный труд, копирование, ре- дактирование, переплет и перевод работ). «Общество женского труда» содей- ствовало трудоустройству женщин: при помощи кооперативов и частных пред- приятий создавало для них рабочие места, а также обучало новым профессиям, оказывало поддержку безработным. Оно стало примером для других созданных феминистками организаций, таких как «Общество для пособия бедным женщи- нам в Петербурге», «Общество поощрения женского труда» и т. д. [10, с. 52–53]. Отметим, что создавая организации, феминистки поняли, что не целесообразно давать женщинам доступ к разному роду профессиям без качественной образо- вательной подготовки. «Я мыслю, значит, я существую» – женщины, руководствуясь этим лозун- гом, принялись решать проблему доступности образования для всех слоев насе- ления [1, с. 167]. С 1859 по 1862 гг. в России повсеместно создавались воскрес- ные школы для взрослых из разных социальных слоев. Большую роль в их орга- низации и работе сыграли женщины. Так, например, в 1860 г. группой Стасовой была создана школа для продавщиц и фабричных работниц. К 1862 г. в России

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=