Тульская историческая весна - 2021

127 были высокими, но приведенные данные свидетельствуют о росте числа посту- пивших на курсы девушек. Это было связано, в первую очередь, с их желанием получить право на доступ к профессиональной медицинской деятельности и быть полезными обществу. В 1876–1877 гг. курсы были переименованы в «Женские врачебные курсы» при Николаевской военном госпитале. 40 выпускниц пятого врачебного курса могли осуществлять врачебную помощь в госпиталях на русско-турецком фронте с 1877–1878 гг. [11, с. 506]. В 1878 г. после сдачи экзаменов диплом ле- каря получили 60 студенток Николаевского госпиталя с правом практиковаться на женщинах и детях. Первоначально допуск на курсы должны были получать 70 женщин ежегодно, но с каждым годом число желавших получить медицин- ское образование возрастало. За десять лет существования женских врачебных курсов численность обучающихся студенток составила 959 человек [11, с. 509]. Студентки по окончании «врачебных курсов» удостаивались Высочайшего знака отличия с изображение букв Ж. В. – женщина-врач [6, с. 29]. С 1879 г. женщины получили возможность занимать места врачей в городских, земских и других организациях. Доказательством «полезности» женщин-врачей могут послужить данные о сравнительной врачебной практике мужчин и женщин. Так, к концу 1870–х гг. число пациентов у женщин-врачей более чем на одну треть превышало число пациентов у врачей-мужчин [6, с. 30–31]. Об этом также свидетельствуют доку- ментальные данные Тульского губернского земства, готовившего с 1866 г. сред- ний медицинский персонал – фельдшеров и акушерок. Повивальная школа была открыта в 1869 г., а фельдшерская – в 1870 г. В повивальной школе, за счет земств доступ к двухгодичному обучению открывался девушкам любых сосло- вий, в количестве 10 человек ежегодно, однако число «коммерческих» студентов не ограничивалось. С 1872 г. женщины Тульского уездного земства получили право поступать в фельдшерскую школу и, в дальнейшем, при защите двух ди- пломов, земства могли получить одного специалиста, совмещавшего должность фельдшера и акушерки. Как отмечает М. О. Сафронова, в самом ходатайстве о разрешении девушкам получать фельдшерский диплом, упоминалось, что крестьяне охотнее слушали женщин, нежели мужчин-фельдшеров [9, с. 136]. По- сле разрешения обучения в фельдшерской школе численность студенток начала расти. Первый диплом фельдшера получила М. Сосаренкова в 1876 г., а к концу 1870–х гг. школа ежегодно выпускала фельдшериц. В целом, в Тульских зем- ствах с 1872 по 1897 гг. фельдшерской школой было выпущено 142 фельдшера и 185 фельдшериц [9, с.159–160]. Таким образом, на примере Тульской губернии можно видеть, что в итоге феминизации в 1860–1870–х гг. число женщин среди медицинского персонала увеличивалось. Считается, что женщины, по сравне- нию с мужчинами, более заботливо и внимательно относились к пациентам, в результате приобрели доверие среди населения. Получив доступ к образованию наравне с мужчинами, они осознали, что могут быть полезны не только в быту и семейной жизни, но и приносить пользу обществу.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=