Тульская историческая весна - 2021
126 что в последствии давало им возможность активно участвовать в общественной жизни и заниматься профессиональной деятельностью. В России женщины впервые заявили о себе как участницах общественной жизни, после Крымской войны 1853–1856 гг. Во многом это было связано с тем, что женщины, по инициативе известного хирурга Н. И. Пирогова, в годы войны начали работать сестрами милосердия [3]. Трудясь в госпиталях, они приносили большую пользу, оказывая помощь солдатам, что не могло остаться незамечен- ным. Как отметил Р. Стайтс, пропаганда женской эмансипации в России велась исключительно мужчинами, что, по его мнению, является одной из характер- ных черт общественной жизни России 1860–х гг. [8, с. 39]. Под руководством Н. И. Пирогова была основана волонтерская группа «Сестер милосердия Кресто- воздвиженской общины». Профессор преследовал цель повышения социальной значимости женщин для общества, так как те могли «принести практическую пользу для блага отечества и обратить на женщин внимание общества и прави- тельства» [11, с. 577]. Первоначально работу в симферопольских госпиталях осу- ществляли 34 женщины, позже за ними последовало ещё 127, преимущественно дворянского происхождения [5, с. 11]. И действительно, по мнению руководи- теля, женщины «перевернули госпиталь, ввели порядок и чистоту» [5, с. 13]. Оценив полезность деятельности женщин на фронте, Н. И. Пирогов один из пер- вых поднял вопрос об их эмансипации в сфере образования, посредством кото- рой они могли получить доступ к профессиональной деятельности [8, с. 594– 595]. После окончания войны для российского общества стала очевидна необхо- димость профессиональной врачебной помощи со стороны женщин. В связи с этим на протяжении второй половины XIX в. женский пол стре- мился к получению знаний в сфере медицины. Начиная с 1861 г. женщины стали подавать просьбы о «допущении» слушать лекции в медицинских университе- тах. Однако правительство решительных мер по удовлетворению таких запросов не принимало. Поэтому, начиная в 1860–х гг., женщины, стремившиеся учится, вынуждены были поступать в зарубежные университеты. В Цюрихе медицин- ский факультет пользовался большой популярностью среди студенток из России. Первыми, кто защитил медицинский диплом, были Н. П. Суслова и М. А. Боко- ва, в дальнейшем они получили разрешение на ведение самостоятельной врачеб- ной практики на территории России [11, с. 498]. Ежегодно количество русских студенток, желавших получить медицинское образование, росло. Встревоженное массовым отъездом женщин за границу, правительство вынуждено было заду- маться об организации высших женских курсов университетского типа. В 1872 г. были приняты меры по улучшению женского образования, число женщин, обу- чающихся медицине за границей, начало сокращаться. Открылись курсы для акушерок при медико-хирургической Академии. После вступительных экзаме- нов в первый год обучения были приняты 90 студенток из 109, которые уже имели дипломы об окончании других учебных заведений, например, гимназий или педагогических курсов. В 1874 г. на курсы из 111 студенток поступило 88, в 1875–1876 гг. из 146 было принято 130 [4, с. 557]. Требования к сдаче экзаменов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=