Тульская историческая весна - 2021

124 прихода Симеона Юродивого (VI в.), принёсшего им хлеб и кувшин вина, обхо- дились лишь водой. Крайняя степень нужды не была редкостью. Марии Египетской удавалось угоститься свежей рыбой и хорошим вином на банкетах, гостьей которых она бывала по понятным обстоятельствам. В будни же подобная пища была доступна в редкие дни, когда плата за услуги была удивительно щедрой. Древнегреческий комедиограф Алексид (ок. 375 г. до н. э. – ок. 275 г. До н. э.) упрекает проституток в их страстной жажде богатства (1). Агафий Мири- нейский (536–582 гг.), прозванный Схоластиком, соглашается с авторами афин- ских комедий, жившими двумя веками ранее. Оратор также осуждает распутство и любовь к золоту куртизанок империи. Но часто единственным богатством проститутки были её ювелирные укра- шения. Так, жители Эдессы (ныне Урфа в юго-восточной части Турции) в 539 г. выкупали попавших в персидский плен сограждан. Блудницы, не имея достаточ- ного количества денег, драгоценностями внесли свою лепту в общее дело (Про- копий Кесарийский. Войны. Война с персами. 2.13.4). Тацит (сер. 50-х гг. – ок. 120 г.) утверждает, что ещё во времена Римской республики все проститутки вне зависимости от пола были занесены в специаль- ные регистры, которые контролировал лично эдил, ведь именно данное долж- ностное лицо было ответственным за организацию зрелищ, к которой удиви- тельным образом добавлялся и полицейский надзор (Анналы. II. 85. 1–2). Обя- зали платить налог «жриц любви» уже в царствование Калигулы (Светоний. Калигула. 40). Христианское византийское государство способствовало сохранению ан- тичной традиции. Бесспорно, блуд противоречил рамкам новой морали, но очень уж привлекал поступавший в имперскую казну налог. Библиографический список 1. Agathias. A. P. 5. 302; Alexis, fr. 103 (Athenaeus XIII 568a), Kassel-Austin ed. 2. Duncan-Jones, R. P. The economy of the Roman Empire: Quantitative studies / R. P. Duncan-Jones. – 2d ed. – Cambridge, UK: Cambridge Univ. Press. 1982. – P. 246. 3. Piccirillo, M. Madaba le chiese e is mosaic / M. Piccirillo. – Milano, 1989. – P. 134. 4. Schmitt, J.-Cl. Proctituées, Lépreux, Hérétiques: les rayures de l'infamie / J.-Cl. Schmitt // L'Histoire. – № 148. – Octobre 1991. – P. 89.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=