Тульская историческая весна - 2021

123 достаточно неопределённый характер. Так, в одном из разделов устной Торы ге- тера предстаёт «одетая как госпожа», но отсутствие каких-либо подробностей в описании предоставляет неограниченную свободу предположениям (Мидраш. Берешит Рабба. 23. 2). В Житии святой Пелагии Антиохийской приводится описание её кортежа, великолепие которого вынудило многочисленных епископов «застонать, скре- жеща зубами, в молчании и осознании собственного бессилия перед бесстыдной красотой первой танцовщицы Антиохии». Красоту Пелагии сравнивали со стрелой, способной поразить сердце любого мужчины, и сан с его многочисленными обетами здесь помехой не был, когда исходивший от её юного тела запах мускуса заставляли помутиться самый бого- верный разум. Даже ступни блудницы были богато убраны золотом и жемчу- гами. Ослепляло блеском драгоценных камней и её прекрасное сопровождение, состоявшее из румяных юношей и нежных дев. Но характеристика быта и деятельности блудниц не может быть полной без упоминания информации о стоимости оказываемых услуг, цены свободы, гаран- тируемой выкупом, или же приёма на работу. Известно, что крестьяне ближайших к Константинополю местностей отда- вали дочерей сутенёрам за очень скромную плату. После этого одежда, обувь и скудная еда из первичных потребностей превращались в заработную плату, ко- торую ещё нужно потрудиться получить. При императоре Юстиниане в столице выкупить юную проститутку можно было достаточно дёшево (Кодекс Юстиниана. Новеллы 39, 2). В Южной Палес- тине конца VI – начала VII вв. покупка верблюда обходилась лишь на солид де- шевле, а приобретение ослицы или мальчика-раба требовало больших вложений. То есть такая женщина уступала в стоимости вьючному животному, что весьма показательно в дискуссии о статусе проститутки в обществе Византии. В Риме и Помпеях услуги «народной Венеры» были сопоставимы по стои- мости с буханкой хлеба или двумя бокалами вина в ближайшей к дому таверне. Такая удивительная дешевизна нашла отражение у Марка Валерия Марциала (ок. 40 г. – ок. 104 г.): «Вы покупаете варёный нут и занимаетесь любовью за один ассарий!» (Эпиграммы 1.103.10). В Александрии начала VII в. услуги проститутки по своей стоимости были доступны даже рядовому монаху. Немного арифметики по-поздневизантийски: Виталий получил за один день кератион (что равно 72 фоллисам). Лишь один фоллис был потрачен на горячую фасоль, а оставшиеся он заплатил за услуги проститутки. Но монахом руководили лишь светлые стремления: целью служили не утехи плоти, а обращение заблудшей девушки в христианство. Р. Дункан-Джонс говорит о том, что размер взымаемого государством налога в Помпеях мог достигать 16 ассарий или 4 сестерции [4, p. 89]. Цифры служат наглядным подтверждением занимаемого девушками бедственного по- ложения. Затянувшееся на несколько дней отсутствие клиентов неизбежно вело к голоду. Блудницы Эмесы (ныне Хомс в самом сердце Сирии) три дня до

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=