Тульская историческая весна - 2021

122 увенчался успехом, становились лёгкой добычей для сутенёров, охотно готовых предложить хлеб и кров. В «Сатирах» (1.2.1) Горация (65 г. до н. э. – 8 г. до н. э.) можно встретить описание некогда увиденного на банкете кокетливого танца с кастаньетами, ис- полняемого юной сирийской девочкой. Номер также сопровождался виртуозной игрой на флейте, за что, вероятно, к «артистке» и обращались не иначе как am- bubaiae (abbut или ambut – флейта в переводе с сирийского языка). Светоний (ок. 70 г. – после 122 г.) таких желанных гостий светских меро- приятий с уверенностью относит к проституткам (Книга Шестая. Нерон. с. 27). Подобного мнения придерживался и святой Иаков Низибийский (умер в 350 г.). Епископ Месопотамии называл танец «матерью всех непотребств, подстрекаю- щей всякого к развязности в жестах и мыслях». Обоснованность многочисленных увещеваний Отцов Церкви подтвержда- ется и свидетельствами археологических источников. Обнаруженная в городе Мадаба мозаика изображает танцовщицу, облачённую в струящееся муслиновое платье, в компании сексуально возбуждённого сатира [3, p. 134]. Епископ Иоанн Эфесский (ок. 507 г. – ок. 586 г.) не раз осмеливался при- помнить императрице Феодоре её «бордельное» прошлое. Для нас же данный факт из биографии супруги Юстиниана служит доказательством тезиса о нали- чии высокой социальной мобильности в среде византийских гетер. Девушки, имевшие влиятельных поклонников, не просто претендовали на видные места в обществе – они зачастую и занимали значимые роли как в культурной (будучи вдохновительницами), так и в политической жизнях империи. Но важно понимать, что так изменить свою жизнь в лучшую сторону удава- лось далеко не каждой. Большая часть девушек, трудившихся в борделях и тавер- нах, так и оставались безвольными, часто неграмотными рабынями сутенёров. Нельзя не упомянуть о кардинально отличном пути, по которому могла пойти гетера. Примером тому служит Мария Египетская. После юных лет, пре- исполненных греха, девушка, раскаявшись, удалилась в пустыню. Общественные бани были любимы как известными гетерами, так и рядо- выми блудницами. Были даже специализированные заведения, которых уважае- мые матери виднейших семейств государства очень сторонились, опасаясь за ре- путацию, когда многие их мужья с большой охотой проводили там время (Марк Валерий Марциал. Эпиграммы 3, 93). Одежда и в сегодняшних реалиях служит важным показателем социального статуса, но ещё проститутки Рима были обязаны законом носить мужские тоги, чтобы минимизировать возможность обращения к себе как к уважаемой в обще- стве матроне (Гораций. Сатиры 1.2.63.). Маркером средневековых блудниц За- падной Европы была полосатая одежда. Принт красноречиво говорил об их не- законном положении. Интересно, что похожие костюмы предназначались и для еретиков, прокажённых [2, p. 246]. Мы можем предположить, что у проституток Поздней Византии таких жёст- ких ограничений во внешнем облике не было. Сведения из источников носят

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=