Тульская историческая весна - 2021

114 К началу 1990-х годов и наблюдается постепенная интеграция России в ми- ровое сообщество, в ходе которого происходит значительное влияние междуна- родных норм на отечественное законодательство. На федеральном уровне при- нимается ряд нормативно-правовых актов, результатом которых становится уси- ление демократических и равноправных начал в части управления системой об- разования в РФ. Так, в 2000 году состоялась Четвертая Всемирная конференция ООН по по- ложению женщин, в ходе которой была провозглашена Декларация тысячелетия, определившая восемь стратегических целей развития. Для полного участия жен- щин во властных структурах и для замещения управленческих должностей од- ной из целей была провозглашена борьба с дискриминацией и достижение ген- дерного равенства. Данная политика, выработанная и проводимая международ- ным сообществом, нацелена на защиту прав и свобод женщин, создание и рас- ширение возможностей для их самореализации в профессиональной сфере. В Основном законе нашей страны закреплено «равенство граждан РФ неза- висимо от пола, расы, национальности, <…>, мужчины и женщины имеют рав- ные права и свободы и равные возможности для их реализации» – ст. 19 [2]. В этом ключе деятельность государственных органов власти была заметна в начале XIX века, когда были разработаны проекты таких документов как ФЗ «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации», Гендерная Стратегия Российской Федерации и пр. Первостепенной задачей нормативно-правовых актов в этой об- ласти стало «устранение гендерного различия в управляющем составе учрежде- ний образования, культуры, науки, создание благоприятных условий для продви- жения женщин по службе» [4]. В современное время доля женщин среди руководящих работников вузов имеет тенденцию к увеличению, хоть и относительно незначительную. В период с 2000 по 2015 гг. отмечается прирост доли женщин во внутривузовском управ- лении, особенно он заметен на должностях деканов (составил 18 %). На должно- стях проректоров (в основном по учебной и воспитательной работе), а также заведующими кафедрами прирост за этот период составил 15 %, ректоров – 8 % [4]. Таким образом, можно отметить следующую закономерность – доля женского руководства постепенно снижается при переходе к более высоким должностным позициям. В целом образовательная политика современной России, основанная на принципах демократии, направлена на выявление и учет гендерных особенно- стей и развитие управленческого потенциала женщин-руководителей в учрежде- ниях высшего образования. Анализируя опыт прошлого, можно прийти к выводу о том, что женский пол с присущим историческим статусом хранительницы очага, продолжательницы рода и умелой хозяйки способен справиться с зада- чами участия в управлении достаточно эффективно.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=