Тульская историческая весна - 2021

113 Положение мужчин и женщин в обществе, их социальные статусы, предъяв- ляемые к ним требования – на протяжении исторического развития претерпевали значительные изменения. Изначально для женщины отводилась роль – хранитель- ницы домашнего очага, заботливой матери и верной супруги – и такая точка зре- ния в обществе существовала на протяжении многих десятилетий и даже веков. Со временем роль и положение женщины в обществе меняются, и, постепенно, происходит уравнение прав с мужчинами в таких сферах как политика, наука, тру- довая деятельность и пр. Все это сопровождалось разрушением определенных со- циальных стереотипов, и, как следствие, формированием нового взгляда на поло- жение женщины и ее участия в тех или иных сферах общественной жизни. Вопрос о роли женщины в системе управления образованием в России берет свое начало в последней четверти XVIII века, когда на должность директора Санкт-Петербургской Академии наук была назначена Екатерина Романовна Дашкова (1744–1810). Занимая руководящую должность с 1783 по 1794, Е. Р. Дашкова улучшила материально-техническое оснащение заведения, руко- водила и принимала активное участие в научно-исследовательской деятельности Академии, в целом способствовала повышению уровня благосостояния учрежде- ния. В период с 1783–1796 Екатерина Романовна возглавляла Императорскую Российскую академию. С момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений дискри- минация женщин в сфере высшего образования являлась официальной госу- дарственной политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола [1]. Следствием такого курса стало отсутствие на руководящих должностях в университетах или академиях лиц женского пола, поскольку к идее обучения женщин высшему образованию отрицательно относились как профессора, уче- ные (мужчины), так и политические деятели. В послевоенные годы приход женщин в разные отрасли научной деятельно- сти был неравномерен. Зачастую преобладала доля женщин в гуманитарных об- ластях знаний, но постепенно наметился рост в таких сферах как медицина, хи- мия, биология, технические науки. Но по-прежнему был невысок процент жен- щин защитивших кандидатскую или докторскую диссертацию, и практически отсутствовали женщины из числа членов-корреспондентов и академиков Акаде- мии наук СССР. Во второй половине XX века увеличивается доля женщин в отечественной науке, что обусловлено рядом причин – падение престижа науки, резкое замед- ление роста ее финансирования, в следствии чего произошло относительное по- нижение оплаты труда ученых и в результате этих факторов уменьшился приток мужчин в науку. К 1985 г. в России из общей численности людей с законченным высшим об- разованием «женщины составляли 40 %, из них имеющих кандидатскую степень было около 30 %, профессоров и докторов наук было только 13 % от общего числа, а женщин-академиков в советское время было около 5 %» [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=