Тульская историческая весна - 2021

108 Появление дачи как «жилого пространства» было вполне логичным явле- нием, так как с середины XIX в. распространяется феномен «затухания дворян- ских усадеб». По мнению профессора Н. И. Ефимова, во второй половине столе- тия город начинает оттеснять «умирающую усадьбу и голодную избу» [4, с. 199, 68]. Гибель дворянской усадьбы порождала появление спасительного локуса – загородной дачи [3, с. 29]. Несмотря на то, что дача является преемницей усадьбы в пореформенный период, она имеет существенные отличия. Дача сама по себе была меньше, чем дворянская усадьба, там отсутствовали сельскохозяйственные угодья и хозяй- ственные постройки. Хозяйственные постройки не строились потому, что для жизни на даче, ежегодный период проживания в которой составлял от трех до шести месяцев, не требовалось обслуживание в том формате, которое проводи- лось для круглогодичной жизни в усадьбе. Так как жизнь на даче была сезонной и начиналась лишь с приходом тепла, то для обитателей дачи было не обяза- тельно заботиться о заготовке дров и сена на зимний период. Таким образом, внутренне и внешнее убранство дачи было намного скромнее, нежели в усадьбе. Усадьба являлась частной собственностью, а дача, в свою очередь, могла быть как собственностью дворянина, так и съемной на определенное время. К примеру, А. И. Кошелев, рассказывая в своих воспоминаниях об организации летнего отдыха указывает на то, что «сговорились с женою провести лето на даче под Москвою. В апреле мы наняли скромную дачу…» [7, с. 37]. Дачи также могли даваться за определенные заслуги. Об этом можно узнать из воспомина- ний сына знаменитого архитектора Н. Л. Бенуа – А. Н. Бенуа. Он в своих воспо- минаниях пишет: «<…>, я уже недели две после этого был перевезен на лето в Петергоф. Отцу, как архитектору высочайшего двора, полагалась на лето ка- зенная дача» [1, с. 62]. Дача, в отличие от усадьбы, находилась намного ближе к городу. К примеру, для того, чтобы добраться до дачи требовалась пара-тройка часов, а пусть до усадьбы мог составлять несколько дней. Для удобства и комфорта дачников про- кладывалась железная дорога со станциями, которая значительно уменьшала время в пути. Таким образом, появившаяся во второй половине XIX в. дача ста- новится элементом городской культуры. Дача обладала большей демократичностью и всесословностью, в отличие от усадьбы. На дачах собирались люди, которые принадлежали разным социокуль- турным мирам. Летнее времяпрепровождение на дачах объединяло разные слои, формируя устойчивую прослойку для государственной экономики, именуемую впоследствии средним классом. Явление нахождения дачи в системе загородной жизни иллюстрирует А. П. Чехов в своем письме к А. С. Суворину, датируемом маем 1891 г. Антон Павлович пишет: «Жил я в деревянной даче <…>, кругом были дачи и дачники, березы и больше ничего» [9, с. 54]. В классическом пони- мании дача являлась местом отдыха. Люди старались как можно быстрее выез- жать за город. Но также встречались среди дачников и те, кто все-таки занима- лись сельским хозяйством, совмещая это с творческой деятельностью.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=