Тульская историческая весна - 2021

102 Policy. Washington, May 3, 1973 // Foreign Relations of the United States, 1969–1976, Volume XXXVIII, Part 1, Foundations of Foreign Policy, 1973–1976). Новым элементом в межгосударственных отношениях стали постоянно дей- ствующие двусторонние советско-американские институты, созданные с целью реализации достигнутых договоренностей – от соглашений в области ограниче- нии стратегических ядерных вооружений до договоренностей об обменах в сфе- рах науки и культуры. Несмотря на различия политических и социально-эконо- мических систем и идеологические разногласия, оба государства при решении проблем Ближнего и Среднего Востока, Индокитая и других регионов, стреми- лись не допускать перерастания региональных конфликтов в мировые. Четвертый этап – 1976–1980 гг. – характеризовался тем, что переговорный процесс по ограничению стратегических вооружений был осложнен политикой США, направленной на свертывание разрядки напряженности, Президент США Дж. Форд отказался от термина «детант» («разрядка), были увеличены ассигно- вания США на военные нужды. Администрации американского президента Дж. Картера на переговорах ОСВ-2 по снижению суммарных уровней носителей ядерного оружия была направлена на изменение ранее достигнутой Л. И. Бреж- невым и Дж. Фордом Владивостокской договоренности (ноябрь1974 г). По тре- бованию США Североатлантический блок принял в 1978 г. решение ежегодном увеличении военных расходов стран-членов альянса на 3 % и так называемое «двойное решение» НАТО – вести переговоры с СССР по ядерным средствам средней дальности и вместе с тем «довооружаться» путем размещения в Запад- ной Европе нового американского оружия среднего радиуса действия. Тем не ме- нее, в этот период усилиями, прежде всего, советской дипломатии, удалось до- биться подписания с СШАДоговора ОСВ-2 в июне 1979 г. (Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении стратегических наступательных вооружений. Вена. 18 июня 1979 г. (ОСВ-2) // Системная история международных отношений в четырёх томах. 1918-2003. Том четвёртый. Документы 1945–2003. С. 284–288). Введение советских войск Афганистан в декабре 1979 г. было использо- вано администрацией президента США Дж. Картера для отказа от рассмотре- ния ратификации Договора ОСВ-2, бойкота московской Олимпиады-80, сверты- вания сотрудничества СССР с США в ряде сфер, подписания президентом ди- рективы № 59, допускающей «ограниченную ядерную войну», что означало от- ход от советско-американского соглашения от 22 июня 1973 г. о предотвращении ядерной войны. На пятом этапе – 1981–1985 гг. – произошел возврат к советско-американ- ской конфронтации. Президент США Р. Рейган объявил о «крестовом походе против коммунизма» и обещал оставить его «на пепелище истории» (Рейган Рас- сказывает. Выступление в парламенте Великобритании, Вестминстерский дво- рец, 8 июня 1982 года / Р. Рейган // Откровенно говоря: Избранные речи. Пер. с англ. С. 95–108). В США стали проводиться исследования с целью реализации программы Стратегической оборонной инициативы (СОИ); впервые обозна-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=