Тульская историческая весна - 2021
101 отношениях произошли существенные позитивные сдвиги, были выработаны ос- новополагающие принципы этих отношений применительно к условиям ядер- ного века, стало налаживаться взаимовыгодное сотрудничество по широкому кругу проблем. Переход к нормализации советско-американских отношений в 1971–1975 гг. был обусловлен следующими причинами. В начале 1970-х гг. Советский Союз и США достигли примерного стратегического ядерного паритета, чего не было в 1960-е гг. Это было признано новой республиканской администрацией США во главе с Р. Никсоном. Как отмечал в своих воспоминаниях министр иностран- ных дел СССР А. А. Громыко, «государственное руководство США – админи- страция Р. Никсона, – пожалуй, ближе всего подошло к осознанию необходимо- сти мирных отношений с СССР» (Громыко А. А. Памятное. С. 202). Укрепились международные позиции СССР. Стабилизировалась ситуация в государствах- членах Организации Варшавского Договора и СЭВ, союзниках СССР. Вышли из международной изоляции ГДР и Куба. Рухнула последняя колониальная им- перия – португальская, Все больше государств Азии и Африки заявляло о своей социалистической ориентации. В то же время западные страны были заинтере- сованы в развитии торговых взаимоотношений с СССР, крупнейшим производи- телем нефти и газа, особенно в условиях энергетического кризиса 1973–1974 гг., связанного с очередной арабо-израильской войной. США, помимо того, что они несли бремя огромных расходов на свои действия в Индокитае и потери и воен- ной техники, продолжали терять своих военнослужащих во Вьетнаме, что вызы- вало протесты американской и мировой общественности. Вашингтону было необходимо посредничество Москвы, чтобы уйти оттуда с наименьшими поте- рями. Советский Союз, в условиях провокаций на советско-китайской границе, также был заинтересован в улучшении отношений с США и другими западными государствами. Во время визита президента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и встречи с лидером СССР Л. И. Брежневым удалось заключить два важнейших договора, обеспечивающих стратегическую стабильность – Договор ОСВ-1(Вре- менное соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. 26 мая 1972 г. // Советский Союз в борьбе за разоружения. Сборник документов. С. 117–120) и Договор об огра- ничении систем противоракетной обороны (Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограниче- нии систем противоракетной обороны. 26 мая 1972 г. // Советский Союз в борьбе за разоружения. Сборник документов. С. 111–117) (США вышли из договора по ПРО в 2002 г.) . В послании конгрессу «Внешняя политика Соединенных Штатов на 70-е годы» 3 мая 1973 г. Р. Никсон, отметил, что подход администрации США к внешней политике отражает реалии ядерного века: «попытки искать тактиче- ские выгоды могут привести к конфронтации, которая может быть катастрофи- ческой»(President Nixon’s Fourth Annual Report to the Congress on U.S. Foreign
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=