Тульская историческая весна - 2020
Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 9 и общественные заведения (цирки, бани, театры, кабаки и бордели). Кроме то- го, автором отмечается, что близость с проститутками могла реализовываться и под колоннадами портиков, и в храмах, и даже на кладбищах [1, с. 60–65]. Представляется возможным сформулировать определение понятия «про- ститутка». Так, под проституткой подразумевается женщина, которая, имея це- лью в основном заработок, публично или тайно продаёт себя, а также женщина, продающая других женщин большому количеству мужчин. Это понимание проституции употреблялось юристами и в более позднее время [1, с. 60–65]. В античный период в среде проституток происходит достаточно сущест- венная дифференциация. В связи с этим можно выделить следующие катего- рии: рабыни, проститутки низшего ранга (бордельные или уличные), прости- тутки-музыкантши, вольноотпущенные гетеры. Основным непрекращающимся источником проституции в Древней Гре- ции являлись рабы, причём это были и женщины, и мужчины. Тысячи людей становились такими рабами по ряду причин: войны, похищения, частые подки- дывания детей. В определенных городах их число могло намного превышать число свободных граждан [6]. Кроме того, из-за бедственного положения про- ституцией начинали заниматься вольноотпущенники. В некоторых случаях лю- ди осуществляли занятие проституцией для удовлетворения своих сексуаль- ных потребностей. Количество относительно свободных людей в данной сфере в Греции в те- чение определенного времени не было достаточно большим. Но, начиная со времён императоров, эти лица стали более многочисленной группой в среде проституток. Необходимо отметить, что во многих случаях, когда становилось известно о прошлом свободном гражданском статусе проданной девушки, её стремились отпустить, если происходила выплата затраченных на её покупку средств [1, с. 70]. Как уже упоминалось, в некоторых случаях занятие проституцией было обусловлено стремлением прокормить семью в условиях бедственного положе- ния. Например, Лукиан в одном из «Разговоров гетер» описывает историю обедневшей из-за политического переворота семьи, в которой ради улучшения своего положения решились пожертвовать дочерью. Мать Кибила убеждала свою дочь в необходимости такого решения: «Никак иначе нам не справиться, милая моя дочь. При жизни твоего отца, лучшего медника в Пирее, мы ни в чём не нуждались. Но вот прошло два года, как его не стало. Дела наши всё хуже. Пришлось продать его мастерскую, тканьем и чесанием шерсти едва получаю несколько монет. Я отказывала себе во всём ради тебя, растила в надежде, что когда-нибудь ты сможешь помочь нам, если станешь проводить время с муж- чинами, которые станут тебе за это платить» [4]. В античный период гетеризм рассматривался как «необходимое зло», присущее повседневной жизни и тесно с ней связанное. Так, оратор Демосфен (IV в. до н. э.), присутствуя на судебном разбирательстве против гетеры Нееры, обратился к судьям со следующими словами: «Жены нужны нам для рождения детей, а для развлечения есть у нас гетеры» [7, с. 110]. Затем он упомянул, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=