Тульская историческая весна - 2020
Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 85 своеобразные «краузе» или «обратно-грушевидные» сосуды с Х-видным ухом [7, с. 105–106]. Наличие разнокультурных компонентов в составе пшеворских древностей породило противоречивые гипотезы об этнической принадлежности их носите- лей. Одни исследователи считали эту культуру германской, другие говорили о ее в большей степени славянском происхождении. В. В. Седов признавал учас- тие в создании пшеворской культуры как славянских, так и германских племен, и говорил о ее многоэтничном составе. В 30-х гг. XX в. польский археолог Р. Ямка при публикации материалов раскопок пшеворского памятника в Копках обратил внимание на существенные различия между урновыми и ямными захо- ронениями. Последние в своем большинстве характеризовались бедным инвен- тарем и отсутствием предметов вооружения, что сопоставимо с погребальным ритуалом славян. В связи с этим исследователь предположил присутствие в пше- ворском ареале двух этнических групп населения – вандалов и славян [6, с. 114]. В. В. Седов считает, что основным этносом в пшеворском ареале были сла- вяне-земледельцы, на территорию которых (на западные земли) неоднократно проникали германцы, оказывающие влияние на их культуру [6, с. 124]. Тем не менее, не исключена также вероятность отождествления памятников пшевор- ской культуры именно с вандалами или лугиями. У Плиния (Pliny H. N. IV, 99), Тацита (Tac. Germ. 2, 27–46) и Иордана, наименования «вандалы», «лугии» (ли- га) и «вандилии» встречаются при описании различных событий того времени. Щукин полагает, что пшеворцами могли быть небольшие группы с севера Дании, занявшие пустовавший участок между поморцами и кельтами в Нижней Силезии. Оказавшись в непосредственном соседстве с кельтами, пшеворцы многое от них перенимают и в дальнейшем не прерывают своих контактов с Кельтикой. Стимулироваться эта связь могла торговлей янтарем [7, с. 107]. С древних времен для торговли этим камнем между прибрежными племе- нами Балтики существовал небезызвестный Янтарный путь, который проходил из Восточной Прибалтики к Ютландии и далее по Эльбе к верхнему течению Дуная, оттуда по р. Инн через долину Адидже в Северную Италию. Конечной его точкой был порт на Адриатике – центре торговых контактов этрусков с гре- ческим миром [3, с. 141]. Янтарный путь, по своему значению ставится в один ряд с Великим шел- ковым путем, путем «из варяг в греки» и транссахарским маршрутом [3, с. 143]. Именно по янтарному пути в Рим поступал драгоценный камень, необходи- мый для изготовления украшений, драгоценных вещей, амулетов и других предметов роскоши [3, с. 142]. Торговля янтарем на тот момент приносила не малую прибыль. Вообще, заинтересованных в добыче янтаря и торговле им, как в спосо- бе обогащения и усиления своего влияния, было достаточно много. Поэтому и внутри самих варварских племен происходила борьба за возможность осу- ществлять эту деятельность. Более того, лугии – вандалы двинулись войной на ставленника Рима Ванния, который обогащался за счет пошлин от торговли ян- тарем, и был разбит, а янтарная дорога в Рим оказалась перекрытой (Tac. Germ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=