Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 84 Как и любая другая, пшеворская культура не существовала одномоментно и на протяжении столетий видоизменялась. Сформировалась она в начале II в. до н. э. и просуществовала до IV – нача- ла V в. н. э. Свое название культура получила от г. Пшеворска, вблизи которого в сельской гмине Гаць(польская волость) в 1904–1905 гг. исследован первый большой могильник этой культуры [4, с. 144–148]. Основная территория распространения – среднее течение Вислы, до Одера на западе; на востоке памятники этой культуры достигают бассейна Западного Буга и верхнего течения Днестра. В той же части Одерского бассейна, где раньше жили кельты, пшеворская культура развивалась под заметным влияни- ем их наследия. На территории верхней Вислы пшеворская культура изначаль- но становилась как пшеворско-кельтская (письменные и археологические ис- точники свидетельствуют о расселении германских племен на территории между Одером и Вислой, что отразилось в пшеворских памятниках группы III, выделенной И. П. Русановой [5, с. 134]). В середине I в. н. э. пшеворское насе- ление верхнего Днестра и Западной Волыни смешалось с носителями заруби- нецкой и липецкой культур, образовав волыно-подольскую культурную группу [6, с. 97, 99]. Представители пшеворской культуры вели оседлый образ жизни, основ- ным занятием являлось земледелие. В Висло-Одерском регионе, в позднелатен- ско-римский период, возделывали преимущественно рожь, что может быть по- казателем славянской принадлежности носителей пшеворской культуры (на других территориях, преимущественно заселенных германским населением, было характерно выращивание ячменя. Посадка ржи на этих территориях осу- ществлялась крайне редко, а в некоторых местах рожь и вовсе была не извест- на. Распространение ржи происходило с дальнейшим расселением славян) [6, с. 108–109]. Представители пшеворской культуры, скорее всего, вели совместное, об- щинное хозяйство. Поселения были неукрепленные. Жилища наземные, столбо- вой конструкции, и полуземляночные, представленные в двух вариантах: квад- ратные в плане и с прямоугольными и овальными котлованами [4, с. 144–148]. Погребальный обряд пшеворской культуры характеризуется ямным и ур- новым трупосожжениями. Урновые погребения воинов сопровождались пред- метами вооружения, часто поломанного или согнутого – явление, типичное для кельтской культуры [6, с. 105]. Впервые в пшеворской культуре этот обычай появился в Силезии, а после распространился на всю данную общность и дру- гие племена. В наследие своим соседям кельты оставили не только культуру, но и вооружение, тактику и технику боя, и модель социальной структуры об- щества [7, с. 106]. Имеются общие признаки с ясторфской культурой. Выражаются они, прежде всего, в характерных для обеих культур урновых и ямных погребе- ниях типа B. Особое место среди ясторфского круга групп занимает населе- ние полуострова Вендсысел, острова Борнхольм и западной Швеции. Местные корни имеют некоторые формы «пшевороидной» керамики, к которым относят

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=