Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 79 из египетских Фив. Этот историк в своем труде состоящий из 22 книг, внес све- дения о данном предприятии, рассказав о гуннских вождях Донате и Харатоне. Тем не менее его рассказ в первоначальной редакции не дошел до современного исследователя и лишь сохранился в законспектированном варианте в сборнике «Мириобиблоне» (Многокнижье), автором которого был один из образован- нейших людей своего времени патриарх Фотий (ок. 820–891 гг.), в виде выпи- санных фрагментов (eclogae) [8, с. 83–102]. Из конспекта Фотия становиться ясно, что Олимпиодор стал свидетелем приступного умерщвления вождя гуннов Доната и других интересных событий истории кочевников. В частности, Фотий отмечает, что Олимпиодор рассказы- вает, как «Харатон, первый их риксов, распалился гневом за это убийство и как императорские дары умягчили и успокоили его» (Olymp., 18). Не вызывает со- мнения, что этот фрагмент имеет огромную ценность для исследователей. Однако ученые по-разному интерпретируют его содержание. Например, Э. А. Томпсон, восхищенный смелостью Олимпиодора, видел в гуннах лишь самостоятельные племена, совершавшие набеги без какого-либо центрального и единого руко- водства [15, с. 67]. Диаметрально противоположную точку зрения высказала на этот счет Е. Ч. Скржинкая. Она отмечала возможность появления общегуннско- го союза в начале V века. Единым вождем конфедерации племен, по ее мнению, являлся «первый рикс» Харатон, а упомянутый вместе с ним в тексте Олимпио- дора Донат, тем временем был, лишь, предводителем одной из групп кочевни- ков в регионе [7, с. 151]. Похожие выводы прослеживаются в работе «The Huns» Хин Джин Кима (Hyun Jin Kim). Британский историк считает, что гунны не были отсталыми кочевниками и имели достаточно сложную политическую организацию. На примере действий первых гуннский вождей, а также скоор- динированных ударов номадов по Сасанидскому Ирану и Римской империи, он заключает, что евразийские кочевники были едины и практиковали иерархи- ческий принцип разделения власти между «верховным правителем» и «вас- сальным царем», как это было у их предков сюнну [12]. Дальше всех в своих исследованиях зашла И. П. Засецкая. Изучая текст Олимпиодора, она нашла в нем подтверждение существования в Северном Причерноморье крупного по- литического объединения гуннов. Советский и российский исследователь вы- сказала мнение, о наличие наследственной власти у кочевников в начале V ве- ка. В ее интерпретации Чарато (Харатон) являлся сыном Доната, который после смерти отца стал предводителем номадов [2, с. 145]. Таким образом можно констатировать, что институт наследственной влас- ти у гуннов начал формироваться именно в последнюю четверть IV века, когда они окончательно утвердились в Северном Причерноморье. Данный вывод подтверждают и археологические памятники. Напомним, результаты полевых исследований в регионе показали, что в гуннскую эпоху в бассейне реки Дон появляются различного рода хозяйственные и культовые поселения [5, с. 120– 121], а сам город Танаис, восстановленный в это время, становиться торговым центром кочевой державы [6, с. 180–181]. Также стоит учитывать, что более от- даленные варвары стремились «под крыло» гуннов не просто так. Привлечен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=