Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 70 бальных разрушений на Боспоре после прихода гуннов может быть связано с деятельностью готов из «державы Германариха», хлынувших на Боспор после поражения от гуннов и захвативших власть в государстве [44, с. 23]. Вероятно, что эти готы, также как состоящие с ними ранее в одном племенном союзе ост- готы, понимая силу и мощь гуннов, с которыми им пришлось столкнуться в 70-е годы IV в., мирно привели Боспор под протекторат гуннов. У самих гуннов также было множество причин не подвергать разрушению боспорские поселения. В первую очередь необходимо отметить характер гунн- ских набегов, присущий всем кочевым обществам. В условиях военно- политической гегемонии кочевников над оседлым населением, номады, как правило, не ликвидируют попавших в их сферу влияния. Более того, они не уничтожают государственность и оставляют без изменения внутреннее полити- ческое устройство цивилизованных обществ. Вместо этого, они «паразитиру- ют» на них, выкачивая ресурсы. Такие взаимоотношения мы можем проследить на множестве примеров взаимодействия номадов и оседлого населения. Мы по- лагаем, что такая же модель распространилась и на отношения между Боспором и гуннами с начала V в. н. э. Очень вероятно, что Боспорское царство выплачи- вало гуннам дань, тем более что в V в. н. э. это делала как Западная, так и Вос- точная Римские империи [31, с. 26–50]. Так же, необходимо подчеркнуть, что многочисленные причерноморские племена являлись обширным войсковым ре- зервом гуннов, а боспорская знать, видимо, принимала участие в гуннских за- воевательных походах [4, с. 104]. Гунны в это же время остро нуждались в тор- говых и ремесленных центрах у себя в тылу [12, с. 200], коими и являлись ан- тичные поселения Боспорского царства. Так же стоит отметить политическую обстановку в среде гунно-аланского союза, которая выражалась во внутренней раздробленности и постоянной политической борьбе между влиятельными во- ждями. В этой связи гунны либо не обращали внимания на Боспор, либо пыта- лись всячески поддержать этот крупный торгово-ремесленный центр в степях Северного Причерноморья, что выразилось в появление в V в. н. э., практи- чески после векового перерыва, богатых захоронений на некрополях Пантика- пея [4, с. 103]. В конце IV – начале V вв. н. э. отмечается нормализация как политической так и экономической обстановки в регионе Северного Причерноморья. Не толь- ко города Боспора испытывают подъем в этот период, но и целый ряд поселе- ний черняховской культуры [27, с. 225], что указывает нам на создание относи- тельно стабильного кочевого союза в этом регионе [20, с. 86], который можно охарактеризовать как военно-политическую федерацию племен [18, с. 234–235]. В этой связи нельзя не упомянуть о непрерывности связей между Боспо- ром и Римской империей. Основным подтверждением этого является участие гото-боспорских епископов в религиозной жизни христианского мира. Стоит упомянуть епископа Унилу, о котором сообщает Иоанн Златоуст в письме к Олимпиаде от 404 г. н. э. [22, с. 637–645]. К этому году Боспорское царство уже полностью попадает в сферу влияния гуннского племенного союза, что не мешает проведению независимой политики христианской церкви на Боспоре.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=