Тульская историческая весна - 2020
Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 66 [9, с. 35]. При этом смерть царя в бою воспринималась как героическая и потому не нарушала сакральный статус правителя-бога. Это касается и спартанских, и од- рисских царей. Так в бою с трибаллами погиб царь Ситалк (Thuc., IV, 101, 5). Цареубийства известны в истории Скифии (судьба Скила), Персии, в Ма- кедонии, где это вовсе было обыденной реальностью. Как минимум половина македонских царей были убиты [2, с. 310], не считая многочисленных род- ственников, истребляемых в ходе борьбы за власть. Одрисы отличаются в этом отношении от своих соседей. В истории одрисов зафиксировано достоверно лишь одно цареубийство – убийство Котиса I. Причем убийцами были греки – два брата из Эноса (Dem. XXIII, 119, Arist. Pol. V, 12). Традиции сакрализации царской власти и фигуры самого царя не исчезли во Фракии после македонского завоевания. На монетах царя Севта III, правив- шего около 330–290 гг. до н. э., помещалось изображение царя или бога Зевса с портретными чертами Севта. Лавровый венец на его монетах является боже- ственным атрибутом, отличающим в эллинистической традиции личность, воз- веденную в ранг полубогов, завершивших свой жизненный путь. В Пергамском царстве так на монетах изображали основателя династии Атталидов Филетера его преемники [15, с. 97]. Монетные эмиссии свидетельствуют, что во Фракии местные традиции обожествления царской власти переплетались в более позд- нее время с эллинистическими тенденциями со всеми присущими этому про- цессу атрибутами [10, с. 118]. О сохранении в руках Севта III жреческих функ- ций свидетельствует архитектура его столицы Севтополя, где храма был соеди- нен с резиденцией царя [11, с. 227]. Таким образом, можно достаточно уверенно предполагать возможность прижизненного обожествления царя во Фракии V–IV вв. до н. э. Можно ска- зать, что одрисская монархия отчасти предвосхитила идею обожествления вла- сти эллинистических монархов. Цари одрисов впервые помещают свои портре- ты на монетах. Они впервые на Балканах начинают использовать целый ряд символов, которые подчеркивают их божественный статус. В эллинистическую эпоху прежние традиции переплетались с новыми. В этом отношении весьма символичным представляется эпизод из биографии македонского царя Филиппа II, преобразования которого положили начало эллинистической эпохи. Один из сохранившихся фрагментов Феопомпа (Athen. XII p. 531E) позволяет предпола- гать, что незадолго до убийства Котиса I его посетил молодой еще Филипп II. Весьма показательно, что, хотя для самой Македонии обожествление царей было не свойственно даже в эллинистическую эпоху, именно во фракийских областях Македонского царства зафиксирован посмертный культ Филиппа II [1, с. 121]. Библиографический список 1. «Боги среди людей»: Культ правителей в эллинистическом, постэллини- стическом и римском мире / Отв. ред. С. Ю. Сапрыкин, И. А. Ладынин. – М.; СПб., 2016.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=