Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 65 роды власти племенных вождей и династов проникают во фракийскую монет- ную чеканку уже на рубеже VI–V вв. до н. э. [15, с. 78]. Обоснование столь вы- сокого сакрального статуса, даровавшего царю неограниченную власть, мы нахо- дим у Геродота. Он говорит: «Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов по- читают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса» (Hdt. VII, 7). Геродот был современником первых великих царей одри- сов (Тереса, Спарадока и Ситалка), поэтому, вероятно, под «фракийскими царя- ми» здесь необходимо понимать в первую очередь одрисских Тересидов. Божественное происхождение царя распространялось на всех его родст- венников, что делало их в глазах народа священными и неприкосновенными. Это объясняет высокое положение и влияние на государственные дела соправи- телей царя, а также позволяет понять ряд темных моментов в истории одрисов. Так, Геродот (Hdt. IV, 80) сообщает, что в то время как скифский царь Октама- сад незамедлительно казнил своего брата Скила, одрис Ситалк в аналогичной ситуации сохранил жизнь своему мятежному брату. Котис I оскопил потенци- ального конкурента Адамаса (Arist. Pol. V, 12), видимо потому, что не мог убить его. Другой аристократ, Мильтокит, поднял мятеж во время войны Коти- са I с Афинами. Нам не известно пытался ли он свергнуть царя или основать собственное царство. Мильтокиту удалось захватить казну и резиденцию царя на Священной горе (Гиерон орос) и вступить в переговоры о союзе с афиняна- ми. Котис, схватив мятежника, сохранил ему жизнь. Источники не сообщают, была ли оставлена ему свобода (Dem. XXIII, 104). И это царь, прославленный своею жестокостью и кровожадностью. Через несколько лет, вскоре после того, как Котис был убит, Мильтокит вновь поднимает восстание против его наслед- ника Керсоблепта. Новому царю и его полководцу Харидему удалось взять Мильтокита в плен. В отличие от отца Керсоблепт решился казнить предателя, для чего Харидем передал пленника и его сына своим союзникам – грекам, жите- лям Кардии, которые осуществили казнь. Известие о жестокой расправе над Мильтокитом вызвало возмущение по всей стране. Восстание возглавили аристо- краты Берисад и Амадок, опиравшиеся на поддержку афинян. Междоусобица привела в итоге к разделу страны между ними и Керсоблептом (Dem. XXIII, 169). Демосфен пытался объяснить странное поведение Керсоблепта тем, что у фракийцев нет смертной казни, что, конечно же, невероятно. Как нам кажет- ся, нужно уточнить, что у фракийцев не было смертной казни для аристократов, членов священного царского рода. В этом случае описанные выше события по- лучают логическое объяснение. Котис не казнил мятежника потому, что не имел права этого сделать. Также и Керсоблепт не решился самостоятельно пре- дать смерти Мильтокита, поэтому он воспользовался услугами греков – Хари- дема и кардийцев. Тем не менее, фракийская знать была возмущена нарушени- ем обычаев и выступила против царя. Определенную параллель мы можем ви- деть в Спарте, где при необходимости ликвидировать неугодного царя прихо- дилось изобретать способы, которые позволили бы общине остаться в стороне от преступления: уморить царя голодом или спровоцировать его самоубийство

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=