Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 54 калавра истории в 1978 году. Получил степень магистра в области церковной истории в Уитон-колледже в 1981 году, степень магистра в области истории Древнего мира в 1983 году и степень доктора философии в 1988 г. в Мичиган- ском университете. Работал в качестве адъюнкт-профессора древней истории в Университете Вилланова. В 2002 году ученый предпринял путешествие в Гру- зию, уделял много времени изучению истории региона. Кроме того, К. Хаас от- вел много времени церковной истории, истории регионов империи в Поздней античности, урбанистике. Наиболее обширным исследованием Кристофера Хааса, посвященным ис- тории Александрии, является монография «Alexandria in Late Antiquity: Topography and Social Conflict», опубликованная в 1997 году [2]. Объединив свидетельства из самых разнообразных текстов и ограничен- ные археологические свидетельства, ученый создал яркое описание позднеан- тичного города. Хаас исследует широкие проспекты и переулки окрестностей Александрии, ее пригороды и набережную, а также аспекты материальной культуры, лежащие в основе александрийской социальной и интеллектуальной жизни. Как отмечает Уильям П. Макдональд, организуя свою дискуссию вокруг религиозных и этнических сообществ города – иудеев, язычников и христиан, Кристофер Хаас подробно описывает конкурентный характер александрийской социальной динамики [6]. Хаас считает, что борьба различных групп за соци- альное господство и культурную гегемонию часто приводила к насилию и кро- вопролитию, нестабильная ситуация усугублялась имперским вмешательством. Тем не менее, Кристофер Хаас не считает конфликты нормальным явлением, акцентируя внимание на том, что в повседневной жизни на протяжении столе- тий александрийские этно-конфессиональные группы отличалась тесным соци- ально-экономическим сотрудничеством [2]. Также, Кристофером Хаасом пред- ставлена совокупность механизмов, позволивших христианской церкви распро- странить своё влияние в городе. В данной работе Кристоферу Хаасу удалось составить полноценную и разностороннюю картину трансформации города из центра классического наследия в один из ключевых оплотов христианства. Ещё одной значимой вехой можно считать статью «Alexandria Lost? Cleo- patra and the End of the Hellenistic World» [4]. Она написана скорее в форме эссе. В ней К. Хаас рассматривает важный вопрос: можно ли считать позднеантичное время в истории Александрии периодом упадка. Уделяя большое внимание то- му, какие именно критерии могут помочь определить период, последовавший за раннеримским временем в качестве упадка, исследователь утверждает, что они достаточно неоднозначны, так как могут включать и нарушения в городской топографии, первоначально основанной на системе Гипподама, отказ от тради- ционных политических структур [4]. В отношении позднеантичной Александ- рии понятие упадок относится и к потере возможности изучения археологи- ческого комплекса древнего города. И, наконец, упадок можно рассматривать в контексте западноевропейского идеалистического понимания Александрии как утерянного интеллектуального центра, колыбели европейской цивилизации, центре развития рационального мышления. Эта концепция была создана в ху-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=