Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 50 пок святилища была сделана попытка реконструкции истории и культуры насе- ления Горного Крыма позднеантичного времени. Культовый комплекс Эклизи-Бурун находится в южной части физико-геог- рафической провинции Горный Крым, в центре Главной гряды Крымских гор, в ландшафтной зоне «Главная гряда (Яйла)», на вершине горы Чатыр-Даг [10, с. 241], в 12,5 км от берега моря. Предварительно выделяется четыре этапа его существования: 1) «раннеримский» (рубеж эр – 2 пол. II – 1 пол. III в. н. э.); 2) «позднеримский» (1 пол. III – 1(?) пол. IV в.); 3) «средневизантийский» (VIII(?) – IX – X вв.); 4) «позднесредневековый» (XIV – XV(?) – XVII – XVIII вв.). На эта- пах 1 и 2 здесь находилось варварское «общественное» святилище, на этапах 3 и 4 – христианские храмы [11, с. 241]. Гора Ай-Петри, является визитной карточкой Южного Берега Крыма. По преданию, там, на вершине г. Св. Петра, на высоте 1234,2 м над уровнем моря, был расположен монастырь или храм. О нем писали П. С. Паллас [15, с. 80] и В. Х. Кондараки [8, с. 170]. В 80-х гг. XIX в. кн. Е. С. Горчакова на вер- шине горы видела большой деревянный крест, поставленный в память о былом монастыре или церкви. В «Ведомости христианского населения…», составлен- ной А. Л. Бертье-Делагардом в 1901 г., в графе «По книгам и местным расска- зам» сказано, что на вершине Ай-Петри существовала церковь. Ее именовали по-разному: в честь св. Петра, в память свв. Иоанна и Феодора [12, с. 156]. Гора Пахкал-Кая [6, с. 224] (более известная как Лысый Иван) находится на Главной гряде Крымских гор, в 3 км к северо-востоку от Ангарского перевала. Это обособленная возвышенность на северо-восточной оконечности водораздель- ного хребта между горными массивами Чатыр-Даг и Северная Демерджи, с ко- торой открываются обширные виды на Алуштинский горно-приморский амфи- театр (Южный берег Крыма) и долину р. Салгир (Крымское Предгорье). Распо- лагающийся на ней археологический объект известен, по крайней мере, со вто- рой половины ХХ в. В фундаментальной статье О. И. Домбровского сообщается: «…на отдельном утесе Пахкал-Кая… [находится] совершенно неисследованное укрепление с небольшой церковью на самой вершине…». В тексте статьи автор определил объект как «мелкий укрепленный монастырь, игравший роль сторо- жевого придорожного пункта», а на картосхеме местоположения средневековых укреплений Горного Крыма обозначил его как феодальный замок [4, с. 44]. Практически все действия, проводившиеся на святилищах, в той или иной мере являются ритуальными. Их можно разделить на три группы, соответству- ющие этапам существования комплексов: I) связанные с обустройством святи- лища; II) проводившиеся в период его функционирования; III) сопровождавшие процесс его «оставления». Среди видов ритуальных действий, осуществляв- шихся на протяжении этих этапов, можно выделить следующие: 1) выбор места расположения объекта (этап I) [13, с. 191–192]; 2) ориентация комплекса и от- дельных его частей (этап I и II); 3) формирование пространственной структуры святилища (в том числе строительство культовых сооружений) [2, с. 180–181] (этап I и II); 4) жертвоприношения [16, с. 78–79] (все этапы); 5) консервация (погребение?) объекта (этап III).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=