Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 49 вершинами, следы укреплений и остатки двух небольших крепостей, угле- обжигательные ямы разного времени, остатки кузнечно-литейной мастерской [3, с. 85]. Главная, пожалуй, достопримечательность Бойки – остатки достаточ- но большого (27×18 м) базиликального в плане храма. Как отмечал исследователь, «зачистка руин, шурфовка и разборка некото- рой части каменного завала внутри храма позволили выяснить характер и опре- делить время этой средневековой постройки». О. И. Домбровский определил раскапывавшийся им памятник как трехапсидную трехнефную базилику с «нар- тексом и папертью в западном конце» размером 18×27 м при толщине стен 0,86 м [3, с. 71]. Причём, к северо-западной стене церкви примыкала большая прямоугольная пристройка. По его предположению, храм «возник около Х ст.», в то время как «верхняя дата большого храма на седле Сотиры может быть от- несена к XV столетию». О. И. Домбровский полагал вполне допустимым пред- положение В. Х. Кондараки, что посвящение храма соответствовало названию горы – Сотира. А это, по его мнению, позволяет «в дальнейшем называть боль- шой храм на седле горы Сотиры храмом Спаса» [3, с. 71]. Что любопытно, многие храмы в горном Крыму возведены рядом или даже на месте античных святилищ. Использование языческих храмов и святилищ стало возможным после ука- за Феодосия I о запрете языческих культов (CTh. XVI. 10, 12 – 392 г.). После эдикта Феодосия христиане стали обустраивать места своего культа либо рядом со святилищами языческих богов, либо непосредственно в них. Так, в Эфесе, на месте мартириума апостола Иоанна Богослова в IV в. был возведен храм. В следующем столетии базилика пострадала в результате землетрясения, а в VI в. была отстроена заново по указу Юстиниана и значительно увеличена. При этом обращает на себя внимание тот факт, что базилика строилась всего в нескольких сотнях метров от храма Артемиды и оба сооружения хорошо про- сматривались – одно было в прямой видимости другого, хотя при том же Юстиниане руины храма Артемиды были использованы для строительства храма Святой Софии в Константинополе и, видимо, самого храма Иоанна Бого- слова [5, с. 266]. Мы можем предположить, что в горах Крыма так же на местах языческих храмов возводили в дальнейшем христианские храмы. Эти места до сих пор считаются местами силы Обнаружение нового памятника – святилища у перевала Гурзуфское Сед- ло – открыло новый этап в изучении культовых мест Горного Крыма. В 1981 г. гурзуфский краевед И. Д. Дроздов сообщил в Ялтинский краеведческий музей о том, что при ведении земляных работ для строительства газопровода в районе перевала Гурзуфское седло были обнаружены бронзовые вещи античного про- исхождения. В этом же году начались планомерные исследования святилища экспедицией под руководством Н. Г. Новиченковой [14, с. 215]. В результате десятилетних исследований памятника был собран богатый археологический материал, отдельные категории которого введены в научный оборот автором раскопок. Одновременно с публикацией и интерпретацией предметов из раско-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=