Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 48 Большинство храмов плохо изучены, исследованы более или менее четыре (храм у перевала Гурзуфское Седло, пещерный комплекс хребта Иограф над Ялтой, церковь на укреплении Исар-Кая и храмовый комплекс на западном склоне г. Кильсе-Бурун) [19, с. 216]. При переходе перевала Кутлер-Богаз мы наткнулись на руины храма. Вре- мя возведения храма предположительно позднеантичное время либо раннее средневековье, но в любом случае на него стоит обратить внимание. От восточной окраины села Коккозы (нынешнее Соколинное) некогда находилась въючная тропа, по которой можно было не затрачивая особых уси- лий, подняться на скалы Седам-Кая (Орлинный Залет). От усадьбы Кут- лер тропа первоначально идет в виде лесной дороги, но постепенно поднимаясь все выше и выше превращается в горно-лесную тропу. Под самыми скалами отчетливо проступают следы старой средневековой дороги между поселениями Бельбекской долины и Ай-петринской яйлой. На вершине горы в нескольких метрах от старой вьючной дороги находят- ся остатки христианского храма. Сохранилась основа апсиды, выложенная из привозного бутового камня (возможный район добычи – Инкерман). Основные стены представляют собою кладки местного камня разной толщины. Сверху апсида была перекрыта керамическими крепидами (черепицей), разбитые остатки которой видны около храма. Над остальной частью храма кровля была из дерева. Храм ориентирован, как и все христианские храмы, на восток. Развалины храма на перевале Кутлер-Богаз никем не были изучены, и ни кто из исследователей не указывает его в своих работах. Вокруг Перевала Кут- лер-Богаз есть схожие памятники (Ай-Петри, Гурзуфское седло, Пахкал-Кая, Эклизи-Бурун), по которым мы можем предположить, что и данный памятник того же времени, что и они. Предположительно позднеантичные или же ранне- средневековые. В пещере Данильча-Коба в привходовой части существовал одноабсидный храм-часовня. Вокруг церкви в средние века существовало небольшое феодаль- ное поселение княжества Феодоро. Василий Христофорович Кондараки писал: «…Под утесом Сююрю-Кая, находящимся в 3–4 км к югу от села Соколиное (Коккоз), где сохранились остатки замка XIII – XIV вв., с четырехугольной башней-донжоном и двойным кольцом оборонительных стен, было расположе- но поселение с маленькой церковью того же времени. Среди ее развалин найден камень с надписью, в которой упоминается Феодоро. Кроме упомянуто- го поселения около замка, к этому уделу, вероятно, можно отнести деревню Коккоз (Соколиное). Здесь, как и в районах распространения позднесредневе- ковых деревень, обнаружено кладбище с характерными «однорогими» надгро- биями, и остатки одноапсидной церкви во имя св. Николая» [8, с. 112]. В ли- тературе также встречаются упоминания об остатках небольшого поселения VIII–X вв. Здесь же найдены остатки небольших одноапсидных храмов- часовен. И. А. Баранов предполагает, что в VIII–X вв. культовое сооружение близ пещеры Данильча-Коба служило оборонительным целям [1, с. 158]. Экспедицией О. И. Домбровского на бойкинском массиве были обнаруже- ны средневековые дороги, массивные стены, перегораживающие их между

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=