Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 42 общепринятых молитв. Юлиана привлекали к участию в длительных богослу- жениях, что скорее отталкивало любознательного мальчика от христианской Церкви. Живой ум требовал новых знаний, а не топтание на месте. Видный русский и советский византинист Федор Иванович Успенский считал, что именно в это время зарождается враждебность Юлиана к христи- анству [4, с. 92]. Значительную роль в формировании знаний христианского вероучения в сознании Юлиана сыграл Аэций, который попытался привить ученику лю- бовь к христианству. Юлиан сохранил к нему благожелательное отношение до конца жизни. Мальчик вёл уединенный образ жизни. Рабам, которые его окружали, он не доверял. В мировоззрении Юлиана соединились христианство и язычество. Я не думаю, чтобы можно было говорить о ненависти к христианству. Скорее он ставил выше язычество с главным богом Гелиосом, но при этом восприни- мал и многое из христианского учения. Ведь не случайно авторы будут отме- чать мягкость в его антихристианской реформе. В скором времени, император Констанций, боясь конкурентов на трон, отправил двоюродных братьев в крепость Мацелл, которая располагалась в сердце Анатолии (Soz. HE, V, 2). Здесь мальчиков готовили к будущей мо- нашеской жизни. Учителем риторики был Экеболий, который не столько учил правильно высказывать мысли, сколько выполнял указания императора. Либаний писал о нем, что это был «негодный софист, заслуживший благосклонность Констан- ция своими поношениями против языческих богов» (Lib. Or. XVIII, 12). Учи- тель развивал у Юлиана отвращение к христианству. Неоднозначные отношения сложились у мальчика с преподавателем Геор- гием Каппадокийским, который заставлял изучать работы отцов Церкви, подолгу проводить время в молитвах, хорошо выполнять обряды во время службы. Юли- ан даже согласился принять крещение, посчитав это простой формальностью. Он пошел на это, ради своей спокойной жизни и возможности заниматься чтением древнегреческой литературы и изучением работ знаменитых филосо- фов, произведения которых он нашёл в большом количестве в библиотеке Ге- оргия. Юлиан начал втайне изучать сочинения античных авторов: Платона, Аристотеля, Пифагора, Гераклита и других. Произведения Платона называл «священной древностью» (Julian. I, 1140). Затем увлёкся трудами неоплатони- ков Плотина, Порфирия и Ямвлиха [2, с. 62]. Юлиан был в восторге от сочине- ний Ямвлиха и после писал своему другу Приску, что «рядом с ним другие ни- чего не стоят» (Jul. Ep. 12). Он задумался о своей жизни, о языческих богах, во главе с богом Гелиосом, которого считал своим покровителем и верховным бо- жеством своего пантеона [ 5, с. 240]. Это делало его лучше, толкало на совер- шенствование, необходимо было быть достойным этому Богу. В Каппадокии у Юлиана окончательно закрепляются отношения к христианству и к язы- честву. Христианство он полностью не отвергает, принимая некоторые элемен- ты. Язычество – религия, которой он восхищается. Вероятно, эта религия древ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=