Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 41 Мать Юлиана, происходившая из знатного патрицианского рода, умерла почти сразу после рождения мальчика (Ammian. XXV, 3. 23). Конечно, сирота есть сирота, но отец, принадлежавший к правящей династии, имел возможность дать сыну достойное воспитание и обеспечить его будущее. Впереди, кажется, была безоблачная жизнь. Но судьба распорядилась иначе. В 337 году отец и другие родственники Юлиана были убиты по приказу Констанция II [3, с. 246 – 258]. Либаний, старший товарищ Юлиана, пишет о том, что мальчика спасло младенчество, ибо был он лишь недавно отнят от груди» (Lib. Надгробное слово по Юлиану Submitted by agnostik). Насчет груди Либаний, конечно, преувеличил. Мальчику в то время было почти 6 лет. И все- таки, рука жестокого гвардейца пощадила его. Юлиан писал об этом в своих воспоминаниях (Jul. Ad Athen. 3). Аммиан Марцеллин, историк и, практически, биограф Юлиана, именно с этого события начинает формирование у мальчика антихристианских настро- ений. Он считал, что именно тогда зародилась у Юлиана мысль: «Ни один ди- кий зверь не бывает столь опасен для человека, сколь могут иногда оказываться опасны христиане для своих собратьев по религии» (Ammian. XXII, 5, 2). Вряд ли мальчик мог серьёзно анализировать происходящее. Я считаю, что трагиче- ское событие детства будет осознано позднее. Сироту отправили в Вифинию, где находилось поместье – Астакийская вилла, которое досталось ему от бабушки по материнской линии (Jul. Ep. 4. 426d). Воспитателем мальчика был евнух Мардоний, принявший христианство, но увлекавшийся языческими древностями [ 1, с. 27]. Он с большой любовью и заботой опекал ребенка. Юлиан ответил на его любовь страстной привязан- ностью. Отступник, будучи императором, говорил о Мардонии, что он был «лучом солнца, по милости небес прорезавшим ту ночь, с которой он отчаянно боролся» (Jul. Misop. 351). Евнух привил Юлиану любовь к греческой культуре. Именно он предло- жил мальчику прочитать «Одиссею» и «Илиаду». Ребенок с восторгом читал о героических событиях прошлого, которые были пронизаны язычеством. Он грезил подвигами древних, пронеся эту любовь через всю свою короткую жизнь. Мальчик увлекся мифами о древних богах. В своих разговорах Мардо- ний неоднократно напоминал о его родословной воспитанника. Он связывал язычество с почетной должностью императоров – великого Понтифика, в его участии в торжественных церемониях жертвоприношений. В сознание мальчика постепенно зарождалась идея своего великого пред- назначения. У него были видения встреч с богом Гелиосом, которому он оста- нется верен до конца своих дней [1, с. 19]. Все это сыграло большую роль в формировании любви к религии древних греков, к древнегреческой культуре, в том числе и к науке. Официальным воспитателем Юлиана был Евсевий епископ Никомедии (Ammian. XXII, 9.4). По указанию императора Констанция мальчика воспиты- вали в духе строгого соблюдения требований христианской религии. Евсевий познакомил его с зачатками вероучения, заставил выучить наизусть несколько

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=