Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 37 ние римского флота, корабли которого дислоцировались в Херсонесе и даже тип используемых судов: «Гай Валерий Валент, моряк Мёзийского флота, ли- бурна (или – с либурны) «Стрела», поставил алтарь Юпитеру Лучшему (Вели- чайшему)» [5, с. 35]. Судя по тексту Вегеция, либурны действительно были предназначены для боевых действий на море (Veg., II, 1). Однако, по мнению А. В. Банникова и М. А. Морозова, термин «либурна» эволюционировал в рим- ской военной практике и отличался по своему значению, в зависимости от вре- мени. Получившие свое название от племени либурнов, эти корабли имели широкое распространение, начиная со времени после битвы при Акции [7, р. 54]. В отличие от эпохи ранней империи, в позднеантичный период, данным термином обозначали любой военно-морской корабль [1, с. 109]. Вегеций по- дробно описывает эти разные типы судов, имеющие одинаковое название ли- бурны: «Что касается величины кораблей, то самые маленькое либурны имеют по одному ряду весел; те, которые немного больше, – по два; при подходящей величине кораблей они могут получить по три, по четыре, и по пяти рядов ве- сел. И пусть это никому не кажется огромным, так как в битве при Акции, как передают, столкнулись между собой гораздо большие корабли, так что они имели по шести и больше рядов весел» (Veg., IV, 37). Другими словами, либур- на, это достаточно серьезное парусное военное судно, оба края которого были заостренны. При этом двигалось оно за счет мускульной силы, сидевших ряда- ми гребцов. По мнению ряда ученых, посредством таких судов римлянами осуществлялась оперативная связь между ключевыми морскими пунктами вдоль побережья Черного моря, перевозились солдаты, снаряжение и продо- вольствие по гарнизонам. Именно на этих кораблях проходила морская служба военных моряков, патрулирующих побережье и охраняющих морские пути от нападения пиратов [5, с. 35–36; 3, с. 103]. Кроме того, по справедливому мне- нию Э. И. Соломоник, название «Стрела» было дано кораблю не просто так, а в соответствии с реальной быстроходностью данной либурны, хотя, как отме- чает ученый, во флотских списках оно и не встречается [5, с. 35]. Важная информация из указанной надписи касается и упоминания Мёзий- ского Флавиева флота, который, как известно, получил свое название от имени императора Веспасиана (69–79 гг.) [5, с. 35], что бесспорно уточняет время ба- зирования кораблей из состава данного флота в Крыму. Из другой надписи, обнаруженной на мраморной плите в 1899 году К. К. Косцюшко-Валюжиничем, следует, что в Херсонесе из высшего морского военного командования присутствовали трибун и триерарх: «За (здравие импе- ратора) Марка Аврелия Антонина Коммода Августа и Флавия Сергиана Соси- бия, военного трибуна I Италийского легиона, юноши почтеннейшего, под начальством которого я служил, и за здравие мое и моих близких Гит Аврелий Секунд, сын Тита, из Камилиевой трибы, родом из Равенны, триерарх Мёзий- ского Флавиева флота, исполнил обет охотно, с радостью, достойно; а также его последователи, в консульство Матерна и Брадуи» [5, с. 37]. Высокие офи- церские должности, упоминаемые в этой надписи, действительно свидетель- ствуют, что в первых веках нашей эры, Херсонес являлся главным центром

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=