Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 355 ряд разрывался, листовки разлетались на большое расстояние и любой солдат мог с ними ознакомиться. Нацистские специалисты по ведению психологической войны часто при- меняли следующий прием: агитационные материалы типографическим спо- собом воспроизводили конструктивные особенности оформления и шрифты партийных и комсомольских билетов, советских агитационных брошюр, газет и документов, первичное визуальное восприятие которых должно было способ- ствовать формированию на подсознательном уровне доверия к их содержанию. При изучении данных листовок можно отметить несколько основных задач, по- ставленных для агитатора: во-первых, убедить советский народ в том, что при переходе на сторону Германских Вооруженных сил, их союзников обеспечива- ется безопасность, а население ждёт исключительно мир и богатство. Во-вто- рых, подставить под сомнение легальность власти И. В. Сталина, выставляя его угнетателем русского народа и лжецом. Оккупантами использовалось комплексное информационное воздействия на «получателя». Об этом свидетельствуют данные факты: 1. Самая объёмная по содержанию листовка содержит информацию о том, что русский народ полноправных член Европейской семьи (фото 1, 2). Анали- зируя текст, выявляется психологическое воздействие на русский народ данной символикой «семьи». Семья здесь изображена как полноценная система, эле- менты которой существуют как независимо друг от друга, так и составляя об- щий идеологический и трудовой союз. Пропагандируется мирная жизнь наро- дов Европы. Это то, что хочет услышать народ, который запугивают рабством, обездоленностью, изгнанием, уничтожением. Вторая линия воздействия – показательное сравнение двух лидеров: Гит- лера и Сталина. Листовка изобилует цитатами из речей Гитлера о любви к людям и их самобытности, стремлении к справедливости и содружеству. И. В. Сталин же выступает скорее в роли злодея, который обижает свой народ, обманывает его и настраивает против сил Германии и их союзников, затягивая войну. Основные идеи выделяются жирным крупным шрифтом, чтобы сделать акцент именно на данных положениях. Всё это подытоживается словами о том, что советскому народу нужно встать против борьбы с большевизмом, со Ста- линым, его личным желанием отделиться от европейской семьи. 2. Вторая агитационная листовка (фото 3, 4) – это яркий пример того, как визуально привлекается внимание читателя. Обширно используется на ее стра- ницах такой пропагандистский прием, как изобразительная агитация. Красные пятна, шрифт, большое количество фотографий с улыбающимися счастливыми солдатами. Перед нами встает образ мирного будущего. Громкие и чёткие ло- зунги об уничтожении большевиков и освобождению СССР. Цель – сыграть на контрасте условий жизни советского населения, с богатством, миром и взаимо- помощью. Прикреплено так же два пропуска, которые нужно вырезать и предъ- явить для перехода на сторону фашистов. 3. В следующей из листовок (фото 5, 6) на одной стороне информация о деятельности РОА, призывы вступать в армию Власова, включатся в борьбу

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=