Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 336 сколько штук. Фронтовик Соловьев Сергей Андреевич вспоминает: «Ведь у со- ветских людей карманных, а тем более наручных часов было мало. Они цени- лись у нас, особенно, помню, "Кировские", грубоватые по дизайну, но прочные и точные. А тут и швейцарские, французские и бельгийские прекрасные часы, и немецкая штамповка в изобилии. У меня, например, одно время было 6 штук часов. Но их истребляла наша забава: "Махнем?" И махали по-разному: "не глядя", "ход на ход", реже с осмотром механизма. Ценились марки "Омега", "Шаффхаузен", "Докса". Почему-то после мены у меня оказывались худшие ча- сы. Да жалко ли их было, не заработанных? Последние трофейные часы, какие- то особо точного хода, у меня вытащили в трамвае уже в Ленинграде после де- мобилизации» (Соловьев Сергей Андреевич – Артиллеристы // Я помню. Вос- поминания и интервью с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны. Каталог книг по истории ВОВ. 2000–2019. URL: https://iremember.ru/ memoirs/artilleristi/solovev-sergey-andreevich/). На завершающем этапе войны очень часто советские бойцы подбирали брошенные или захватывали транспортные средства. Это и велосипеды, и мо- тоциклы, и автомобили. Причем последние могли быть как гражданские, так и военные, как немецкие, так и из других стран Европы. Самым распространен- ным трофейным транспортным средством был велосипед. Многие из них в ко- нечном счете оказались в СССР. Ветеран Москаленко Николай Прокофьевич вспоминает: «В 1945 году меня отпустили в отпуск. В Москву я приехал 22 нояб- ря. Я с собой тащил велосипед, офицеры везли вагонами, а матросам разреша- ли, или мотоцикл или велосипед, так что я вез с собой велосипед» (Москаленко Николай Прокофьевич – Краснофлотцы // Я помню. Воспоминания и интервью с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны. Каталог книг по истории ВОВ. 2000-2019. URL: https://iremember.ru/memoirs/krasnoflottsi/ moskalenko-nikolay-prokofevich/). Гражданские автомобили становились трофе- ями исключительно офицеров, многие был перевезены в Советский Союз и еще долго ездили по послевоенным дорогам. Ветеран Швебиг Анатолий Петрович вспоминает: «Много было легковых трофейных машин, но потом их начали учитывать. В Карлхерсте договор заключили. Там специально была организо- вана местная власть, которая ставила на учет и выдавала документы на соб- ственность. Оформлялось в собственность офицера, потом разрешалось их при- возить в Россию. Например, мне как полковнику был положен товарный вагон и платформа. Мебель, которую я там купил, загрузил в вагон, а на платформу – машину. Это был легковой "Мерседес". Потом я ее продал. В общем, всем офи- церам, у которых были трофейные машины, всем их оформили в собствен- ность. А таможня проверяла документы. Даже мебель в вагоне вся была по описи» (Швебик Анатолий Петрович – Танкисты // Я помню. Воспоминания и интервью с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны. Ката- лог книг по истории ВОВ. 2000-2019. URL: https://iremember.ru/memoirs/tankisti/ shvebig-anatoliy-petrovich/). В первое послевоенное время фронтовики, продолжавшие службу в стра- нах Европы, часто использовали для досуга трофейные музыкальные инстру-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=