Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 331 ник, бутылку ликера с золотым красным огромным ярлыком и золотые часы с изображением Петра І. Эти вещи из домашнего обихода, грязные, замаслен- ные и неисправимо испорченные, являются немым упреком всему происходя- щему: смерть вошла в город, вытеснив и исковеркав все, что напоминало о мирной жизни. В этом контексте колоратив с корнем -красн- вновь является предзнаменованием грядущей гибели города. На первом и втором бастионах вспыхивали молнии, взрывы сотрясали воз- дух, сильный ветер колыхал море. Война наложила свой отпечаток на ланд- шафт, – природа страдала от поведения человека на войне: «˂…˃ что-то горело около доков, и красное пламя отражалось в воде» [10, с. 116]. Взрывы бомб усиливали ощущение безнадежности, природа прониклась ощущением смерти, война вытесняет природу, – за колоративами с корнем - красн - закрепляется устойчивая мортальная семантика, а сами колоративы выступают в описатель- ной, оценочной и проспективной функциях. В «Севастопольских рассказах» Толстого красный цвет – это цвет боли и смерти. Всего в 8 случаях из 20 красный цвет имеет положительную семанти- ку, которая присутствует только в реалиях из некогда мирной жизни. Хотя в «Севастополе в декабре» отвага кружит голову, люди не собираются сдавать- ся и готовы сражаться за Родину, они предчувствуют, что произойдет что-то ужасное, а потому колоратив с корнем -красн- имеет не совсем нейтральную семантику. В «Севастополе в мае» началась деградация патриотизма, уставшие стали превращаться в трусов; колоративы с корнем -красн- приобретают нега- тивную семантику. В третьем очерке в людях доминирует усталость и безверие. На протяжении всего севастопольского цикла семантика красного цвета меня- ется от почти нейтральной до отрицательной; негативная семантика колорати- вов с корнем -красн- присутствует не только при описании реалий войны, об- мундирования и оружия, но и при изображении домашнего быта и гражданской одежды; цвет предметов быта, оказавшихся в осажденном городе, начинает вы- зывать ностальгию по мирной жизни и усиливает тревогу. В «Севастопольских рассказах» Толстого колоративы с корнем - красн - от- ражают неверие людей в победу, страх при мысли о смерти и все чаще высту- пают в проспективной функции. Библиографический список 1. Базыма, Б. А. Психология цвета: Теория и практика / Б. А. Базыма. – СПб.: Речь, 2007. 2. Бойко, Б. Л. Звуки, цвета, свет и запахи в картине войны: (По текстам «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого) / Б. Л. Бойко // Вестн. Моск. ун- та. – Сер. 22. Теория литературы. – 2014. – № 4. – С. 35–45. 3. Введенский, В. В. Роль эпитета при создании пейзажных зарисовок в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого / В. В. Введенский // Л. Н. Толстой и русская отечественная мысль о национальном воспитании: Сб. науч. тр. Между- нар. науч.-практ. конф. – Орехово-Зуево, 2016. – С. 74–79.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=