Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 330 Колоративы с корнем -красн- имеют положительную семантику и высту- пает в описательной функции при изображении «гражданской» одежды героев, не являющейся частью обмундирования. Толстой дважды указывает на крас- ную рубашку Володи Козельцова [10, с. 72; 10, с. 110], который не допускал мысли, что его убьют, и радовался жизни. Володя, в отличие от большинства офицеров, не успел разочароваться и стать циником и погиб мгновенно, не осо- знав, что смертельно ранен. В блиндаже Мельников сказал, посмеиваясь, что не боится бомб. Мельни- ков отличался от других солдатиков тем, что был толстый, рыжий и красный [10, с. 107]. Этот жизнерадостный человек гнал мысли о нависшей над всеми смертельной опасности. При описании Мельникова у колоратива с корнем -красн- положительная семантика и описательная и оценочная функции. Толстой рисует краснолицего офицерика с потным лицом, который в блиндаже при игре в карты принужденно улыбался и шутил. По одному толь- ко портретному описанию этого персонажа видно, что он не вызывает уваже- ния у рассказчика: этот офицерик – безнравственный человек, которому нет де- ла до судьбы Севастополя, – у колоратива с корнем -красн- отрицательная се- мантика, описательная и оценочная функции. Когда началась атака, Козельцов-старший сквозь дым увидел синие мун- диры и красные панталоны неприятеля и услышал нерусские крики . Глядя на происходящее «глазами» Михаила, Толстой рисует не лица врагов, а цвет их обмундирования; враг вызывает ужас, а потому цветовая палитра его одежды имеет негативную семантику и выступает не столько в описательной, сколько в проспективной функции. Добежав до внешнего рва, Михаил с огромным наслаждением увидел, «<…> как по всему полю лежали убитые и ползали ра- неные в красных штанах и синих мундирах» [10, с. 114], и не содрогнулся при виде умиравших людей, – в этот миг его судьба была предрешена: в мире Толс- того человек, не сопереживающий смерти, погибнет. В третьем очерке возрастает количество реалий, окрашенных в красный цвет. Присутствующий в обмундировании солдат красный цвет начинает вос- приниматься исключительно как цвет опасности и пролитой крови и ассоции- руется с гибелью. Колоративы с корнем -красн- приобретают устойчивую от- рицательную семантику, выступая в описательной и проспективной функциях. Изображая мужиков, привезших провиант, автор обращает внимание на волонтеров в красных фесках. Один из них, пробежав десять шагов, выстрелил и побежал дальше. Володя Козельцов понял, что остался один и что поддержки ему ждать неоткуда, и испытал страх. Колоратив с корнем -красн- вновь имеет отрицательную семантику и выступает не столько в описательной, сколько в проспективной функции. В «Севастополе в августе» люди не могут не ощущать, что город будет сдан неприятелю. Описывая новое жилище офицера Василия Михайловича, ав- тор рисует плюшевое ярко-красное одеяло и грязную прорванную кожаную по- душку, зеркало в серебряной раме, серебряную ужасно грязную щетку, изло- манный, набитый масляными волосами роговой гребень, серебряную подсвеч-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=