Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 328 товом фрагменте отнесение содержательно-фактуальной информации к после- дующему изложению повествования. Рассмотрение семантики и функций коло- ративов дает возможность увидеть отношение автора к воссоздаваемому миру. В «Севастопольских рассказах» Толстого колоративы играют важную роль в раскрытии негативного отношения автора к войне. Исследований, связанных с анализом колоративов в Севастопольском цикле, почти нет. В. В. Введенский полагает, что в этом произведении Толстого цветовая палитра пейзажных зари- совок выполняет важную идейно-композиционную роль [3, с. 5]. В. В. Курья- нова выявляет, что в «Севастопольских рассказах» с помощью обозначения света и цвета переданы изменения настроения людей, их отношение к войне [6, с. 216]. Б. Л. Бойко обращает внимание на цвет обмундирования русских и французских солдат [2, с. 41]. Наблюдения над колоративами в севастополь- ских рассказах Толстого необходимо продолжить. Целью нашей работы являет- ся выявление семантики и функции колоративов с корнем -красн- в «Севасто- польских рассказах» Толстого. В Севастопольском цикле Толстого колоративы с корнем - красн - встреча- ются 20 раз: 1 раз – в «Севастополе в декабре», 6 раз – в «Севастополе в мае ме- сяце» и 13 раз – в «Севастополе в августе 1855 года». Семантика красного цвета неоднозначна: этот цвет отождествляется с ог- нем и теплом, кровью и жизнью. Согласно сложившимся представлениям, красный цвет символизирует Страсти Господни, Божью любовь, здоровье; в красном облачении Христос появляется на Пятидесятницу; в инфернальном аспекте это цвет Диавола [1, с. 19–20; 4, с. 453; 5, с. 465–466; 9, с. 464–465; 8, с. 39–47; 11, с. 448]. В «Севастополе в декабре» колоратив с корнем - красн - встречается 1 раз при изображении обмундирования молодого офицера. По одному только опи- санию одежды можно предположить, что этот офицер, воодушевленный всем происходящим в городе, гордится своим участием в военных действиях и полу- ченными наградами: «<…> молодой, с красным воротником и с двумя звездоч- ками на шинели, рассказывает другому, старому, с черным воротником и без звездочек, про альминское дело» [10, с. 10]. Молодой офицер рвется в бой; ста- рый офицер знает, что война связана с ранениями и смертью, а потому лучше не проявлять героизм, – у старого офицера нет наград за военные подвиги. Стремление человека выжить на войне заставляет его не рваться в бой и не чувст- вовать себя при этом виноватым. В этом очерке колоратив с корнем -красн- имеет нейтральную семантику и выполняет описательную и оценочную функции. Желание старого офицера сохранить свою жизнь – начало изображе- ния Толстым деградация патриотического чувства, что максимально ярко про- явится во втором очерке. В «Севастополе в мае» колоративы с корнем - красн - употреблены 6 раз, из них 3 раза – при изображении портретов людей, 2 раза – при описании их одежды и 2 раза – при воссоздании природы; трижды у этого колоратива поло- жительная семантика и трижды – отрицательная. Капитан Обжогов и прапорщик Сусликов встретили на бульваре штабс- капитана Михайлова и с горячностью пожали ему руку. Рассказчик обращает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=