Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 327 УДК 83.3 КОЛОРАТИВЫ С КОРНЕМ - КРАСН - В «СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗАХ» Л. Н. ТОЛСТОГО: СЕМАНТИКА И ФУНКЦИИ Е. А. Масолова, М. С. Старусева masolova@list.ru, Starusevam19@gmail.com Новосибирский государственный технический университет Аннотация. В статье рассматривается динамика изменения семантики и функции колоративов с корнем -красн- в «Севастопольских рассказах» Толсто- го. Выявлено, что в связи с деградацией эпического чувства, углублением скепси- са и неверия человека в победу семантика колоративов с корнем -красн- теряет нейтральное значение и становится тревожной, а сами колоративы все чаще выступают в проспективной функции, отражая страстное желание людей вы- жить и ощущение неотвратимой смерти. Ключевые слова: Л. Н. Толстой, окказиональная семантика, оценочная функция, описательная функция, проспективная функция. UDC 83.3 COLORATIVES WITH ROOT -RED- IN L. N. TOLSTOY ʼ S “SEVASTOPOL SKETCHES”: SEMANTICS AND FUNCTIONS E. A. Masolova, M. S. Staruseva masolova@list.ru, Starusevam19@gmail.com Novosibirsk state technical University Abstract. This article considers semantics and functions’ changes of coloratives with the root -red- in Tolstoy’s “Sevastopol Sketches”. We have come to conclusion that semantics of coloratives with the root -red- loses its neutral meaning and becomes alarming due to degradation of epic feeling, deepening of skepticism and person’s disbelief in victory. Coloratives with the root -red- increasingly appear in prospective function, reflecting people’s passionate desire to survive and their feeling of inevitable death. Keywords: L. N. Tolstoy, occasional semantics, evaluation function, descriptive func- tion, prospective function. В художественных произведениях колоративы – слова, имеющие семанти- ку цвета и света – выявляют особенности миропонимания писателя, выражают его оценку воспроизводимой действительности, выступают в одной или не- скольких функциях: 1) описательной, когда дается общее, «информационное» представление о воссоздаваемом мире, 2) оценочной, когда высказывается ав- торское отношение к изображаемому, 3) проспективной, формирующей в текс-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=