Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 323 есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное» [1, с. 68]. Соответственно, язык отражает все проявления времени и обстоятельств, которые пережила нация. Каждый человек мыслит, а этот процесс невозможен без языка: «Язык – не просто внешнее средство общения людей, поддержания общественных свя- зей, но заложен в самой природе человека и необходим для развития его духов- ных сил и формирования мировоззрения, а этого человек только тогда сможет достичь, когда свое мышление поставит в связь с общественным мышлением» [1, с. 67]. Всё, что видит человек вокруг себя, составляет важный блок его жиз- ни, он мыслит, как сделать свою жизнь более гармоничной. Изучение истории и культуры региона довольно-таки часто опирается на материал диалектной лексики, потому что это один из ценнейших источников этнокультурной информации [6, с. 71]. На данное суждение обращали внимание многие исследователи, среди которых Е. Л. Березович, Т. И. Вендина, Е. А. Нефё- дова, С. Е. Никитина, Н. И. Толстой, С. М. Толстая и другие. Их научные поиски направлены на изучение диалектов в широком контексте народной культуры. Культура и история народа отражается в языковых образах, которые опре- деляют этнокультурную специфику общенациональной и диалектной картин мира. Диалектная картина мира есть отражение основных сфер жизни и дея- тельности человека, живущего на определённой территории. Однако между эти- ми картинами мира есть различия, связанные со спецификой вербализации пред- ставлений о мире в речи, выделением приоритетных сфер деятельности. Исходя из этого, диалектная картина мира выглядит более многопланово, потому что в ней выявляются универсальные реалии и уникальные элементы [2, с. 201]. Народ познаёт окружающую его реальность, субъектом этого процесса яв- ляется человек, воспринимающий действительность с точки зрения её значимос- ти. Тот опыт, который приобретает индивид, изучая и интерпретируя для себя то, что находится с ним в теснейшем контакте, отражается в диалектном слове. Пласт бытовой лексики включает в себя лексемы повседневного обихода, которые называют предметы домашнего уклада жизни. Где человек проводит довольно длительное время? Куда ему хочется возвращаться? Что он обустраи- вает по своему желанию? Конечно, речь идёт о доме. Но из-за того, что бытовая лексика крайне разнообразна, сосредоточим наше внимание на тематической группе «Утварь». Согласно Малому академическому словарю под у́тварью понимается ‘со- вокупность предметов, необходимых в обиходе, в какой-либо области жизни’ [5, с. 530]. Мы обратимся к наименованиям посуды. Получая зерно и хлеб в процессе тяжелого труда, люди, жившие на терри- тории Арсеньевского района Тульской области, применяли специальные при- способления. Ими использовались сту́па ‘сосуд, предназначенный для раз- мельчения зерна’ ( Бывала, пръталкёшь в ступи эту проса, пака эту кашу пръталкёшь, все каленки атабъёшь, у нас была ступа ат снаряда, делать была некаму, длинная и широкае ɣорла ), в зафиксированном нами толковании не упоминается в словаре, однако есть переносное значение, которое отсылает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=