Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 317 вается культурно-значимое ментальное образование, имеющее философское гносеологическое обоснование. В кратком словаре когнитивных терминов от- мечено, что концепт служит «объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания» [5, с. 90]. Суть термина «концепт» в наибольшей мере раскрывает понятие смысла, который отличается от значения слова, по- скольку он целостен и имеет отношение к ценности – к истине, красоте и т. п. Смысл не существует без «ответного понимания, включающего в себя оценку» [1, с. 322]. В. В. Колесов в книге «Мир человека в слове Древней Руси» раз- мышляет: «По своему содержанию слово шире понятия, свободнее его, дина- мичнее, оно цветасто по отображению красок и личностно по выражению чело- веческих отношений к чему-либо, а значит, в нем много случайного; и тогда нам помогут древнейшие тексты, потому что в текстах, как мушка в янтаре, навсегда сохранились именно те «знания» слова, которые были в то время, ко- гда они создавались. Признак – всегда образ; средневековое сознание опериру- ет не столько понятием о предмете, сколько представлением о нем. Смысл древнерусского слова всегда раскрывается в специально, именно в этом тексте. Средневековая философия и есть по преимуществу философия слова (Логоса) и связана с диалектикой понятий» [6, с. 15]. Выявление концептов необходимо для научного знания о человеке и об- ществе, так как они обладают константностью, то есть постоянным присутстви- ем в культуре, по крайней мере, на протяжении долгого времени. С другой сто- роны, можно говорить о динамической природе концепта, являющегося «отра- жением культурной жизни разных эпох» [10, с. 1–2]. Наконец, «универсаль- ность концептов способствует формированию ассоциативного поля, границы которого в сознании субъекта определяются «культурной памятью», «причаст- ностью к духовной традиции» [8, с. 10]. Предикативные (признаковые) слова, выявляющие когнитивно-пропози- циональную структуру текста, представлены в «Домострое» очень широко. Та- кие слова, на наш взгляд, являются ключевыми концептами в тексте и отража- ют лингвокультурологическую картину мира: «Бог», «дело», «дом», «семья», «чистота», «запас», «наказ», «воспитание». В данной статье мы подробно рас- смотрим концепт «запас». В ходе проведенного нами статистического анализа было выявлено, что слово запас употребляется в тексте более 50 (точно 59) раз (главы 25, 26, 30, 31, 39–62), причем в отдельных главах повторяется по нескольку раз, следовательно, на наш взгляд оно являлось важным для концептосферы рус- ского человека XVI века периода создания «Домостроя». Опишем специфику концепта «запас» и ее особенности вербализации в тексте памятника. Рассмотрим лексическое значение слова в словарях разных исторических эпох. В Материалах для словаря древнерусского языка И. И. Срезневского да- ются следующие значения: 1. То, что запасено; 2. Существительное припас; 3. Имущество [9, с. 479]. Во втором издании Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля, вышедшем в 1880 г., читаем: 1. Все что запасено, что заготовлено впрок, собрано или сохранено для будущего употребления, особ. съестное. За-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=