Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 305 тине она не одна. Ей является образ Матери Божией с Младенцем, которая берет её под сою защиту и даёт ей некую надежду на светлое будущее. Таким образом силы небесные находятся на стороне восставших. Циклы Гротгера, несущие в себе идею национального единства, закрепили в памяти и вообра- жении многих поколений поляков сцены борьбы повстанцев, их смерти и муче- ничества [2]. Ян Матейко, который был, пожалуй, историческим живописцем Польши [3, c. 5], неоднократно обращался к прошлому, не уходя от современных ему проблем. В 1862 г. художник написал картину «Станчик на балу у королевы Боны» (Матейко Я. Станчик. 1862 [Картина] // Варшавский Национальный му- зей), где изображен шут глубоко страдающим и скорбящим о судьбах своего народа на фоне шумного бала. В то время, когда гости развлекаются, празднуя победу под Смоленском, Станчик находится в размышлениях после прочтения свежей депеши о поражении Польши. С точки зрения исследователя К. В. Мы- таревой, Матейко намеренно обратился к событиям прошлого для выражения мучивших художника предчувствий, сомнений и тревог, для разоблачения своекорыстия польских магнатов, во все времена предававших интересы своей родины и народа [3, c. 17]. Как реакция на подавление Январского восстания рождается картина «По- лония» (Матейко Я. Полония. 1863 [Картина] // Национальный музей в Крако- ве). В центре произведения находится хрупкая девушка, олицетворяющая Польшу. Она окружена русскими офицерами, которые контролируют, как куз- нец надевает на нее кандалы. Однако девушка не подавлена, не потрясена, она с гордо поднятой головой готова принять свою участь, понимая, что гибнет за правое дело. В 1866 г. Ян Матейко вновь обращается к истории и пишет картину «Рей- тан. Упадок Польши» (Матейко Я. Рейтан. Упадок Польши. 1866 [Картина] // Королевский замок). Суть картины выражалась уже не в пророчестве, не в предвидении непоправимых бед, а об осуществлении в действительности то- го, на что намекали, что предсказывали истинные патриоты предыдущих эпох [3, c. 24]. На картине изображено заседание сейма 1773, где был утвержден первый раздел Речи Посполитой. Произведение можно разделить на две компо- зиции. В правом нижнем ряду у дверей зала изображен депутат сейма Рейтан, бросившийся на пол в попытке остановить предательство против Польши. Именно ему часто приписывают слова: «Убейте меня, не убивайте Родину!». Рейтан не дает пройти остальным депутатам объявить о согласии на отторже- ние земель, разрывает рубаху и показывает, что на груди у него ладанка с поль- ской землей. Напротив героя стоят люди, которые довели страну до упадка, по мнению художника. Здесь же изображен и Адам Понинский, который жестом указывает освободить проход, так как выбора нет – за дверьми стоят русские полки. В тоже время у ног Понинского можно обнаружить монету, говорящую о продажности. В центре картины изображен молодой Щенсны Потоцкий, ко- торый в противовес Понинскому взволнован, возможно испытывает чувство стыда перед страной.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=