Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 304 бригаде появляется одноименная песня – «Первая бригада» (Marsz Pierwszej Brygady. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v= 7ifu7iblcDk (дата обращения: 29.03.2020)). Авторами слов являются Анджей Халачиньский и Тадеуш Бернацкий [4]. В песне отражена тяжелая жизнь легионеров, бросив- ших свои судьбы в костер: «…na stos rzuciliśmy nasz życia los…» (в костёр бро- сили мы свою судьбу). Песня легионов Пилсудского выступает как символ борьбы Польши за независимость. Суть песни заключается в отказе польских легионов присягать Германии, за чем последовали аресты легионеров. Однако польское население не придало большого значение этому поступку, многие же осуждали. В тоже время песня говорит нам, что легионеры все еще рассчиты- вают на общественный подъем за свободу, они готовы пожертвовать своими судьбами во имя борьбы за счастливое будущее, но и в то же время понимают, что для этого необходимы общие усилия. Но не только песни отражали борьбу поляков за независимость. Данную тему не обошли стороной и живописцы. В тяжелые минуты для польского народа ими создавались произведения, в которых поляки находили поддержку, вспоминали о славных временах Польши, её процветании. Однако, кроме ука- занного, художник мог в своих картинах отразить и причины распада государ- ства или же неудачных восстаний, что давало полякам повод задуматься, как действовать дальше. Тема открытой борьбы за независимость в польской живописи начинает проявляться во второй половине XIX в., после восстания 1863 года. Так, А. Гроттгер написал два цикла, посвященных этой теме – «Полония» (Гротгер А. Полония. 1863 [Картина] // Музей изобразительных искусств в Будапеште) и «Литуания» (Гротгер. А. Литуания. 1864 [Картина] // Национальный музей в Кракове). «Полония» состоит из девяти картин. На титульной картине изоб- ражена сидящая на классических руинах в кандалах и скрытая плащом женщи- на, олицетворяющая Польшу. Юноши пытаются освободить её от оков, чем сравнивает молодое поколение поляков с героями античной эпохи. Остальные картины данного цикла отражают ход Январского восстания – аресты подозре- ваемых, подготовка к восстанию, битва, попытки укрыться от превосходящего в силах противника и защитить свой дом, вести о подавлении восстания, воз- можно о гибели близких, и само поле битвы, где лежат тела польских героев, погибших в борьбе за свободу. Цикл «Литуания», следующий за «Полонией», передают не обычную хро- нику событий, а имеет оттенки мистицизма, кроме этого, в нём показаны судь- бы отдельных героев. На первой картине изображен образ смерти, летящей над литовской пущей и предвещающей беду. Из следующих картин мы узнаём, что молодой мужчина-повстанец дает присягу – защищать Польшу, но ему суждено будет погибнуть в бою, о чем говорит пятая картина цикла. На ней художник показывает, что герой пришел навестить свою семью, но уже в образе духа. Судьба его жены была не менее тяжелой, о чем можно сделать вывод, взглянув на последнюю картину данного цикла. Мы видим её на рудниках, закованную в кандалы. Она представляет метафорический образ Польши. Но на этой кар-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=