Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 303 В первом куплете подчеркивается связь восстания 1831 года с Июльской революцией во Франции: «W tęczę Franków Orzeł Biały / Patrząc, lot swój w niebo wzbił» (Орёл Белый, на радугу франков / Глядя, взвил в небо свой полёт). Национальное восстание рассматривается уже как часть общеевропейской борьбы за свободу. Сама песня выступает призывом к общепольской борьбе против царствования России над польскими землями, что отражено в подобных строках: «Znałże litość ów morderca, / Który Pragę zalał krwią? / Niechaj krew tę krwią dziś spłaci…» (Неужели этот убийца знал о милосердии, /Который залил Прагу кровью? / Пусть он теперь отплатит за ту кровь в крови…) или «Ulec musi dumny car…» (Гордый царь должен проиграть...). Эти призывы к борьбе, к действиям звучат в каждом припеве: «Hej, kto Polak, na bagnety!» (Эй! кто по- ляк, в штыки!), в каждом куплете: «Żyj, swobodo, Polsko, żyj!» (Живи, свобода, Польша, живи!), «Tocz Polaku bój zacięty» (Веди, поляк, начатый бой) и другие. Также здесь прослеживается мотив прошлой борьбы за свободу, которая, кроме жертв и крови, ни к чему не привела, но это не мешает польскому народу про- должать верить в свою свободу, что также отражено в данной песне: «Kto przeżyje wolnym będzie, / Kto umiera, wolny już!» (Кто выживет, вольным бу- дет, / Кто умирает, вольный уже). «Варшавянка» придавала восставшим силу, была моральной опорой в тяжелые периоды ведения борьбы за независимость своего государства. Необходимо отметить, что образ врага примерила на себе не только Рос- сийская империя, но также и Германия. Во второй половине XIX в. в Герман- ской империи шел активный процесс германизации польских земель [5, c. 352–356]. На фоне проводимой политики рождается одна из патриотичных песен польского народа – «Рота». (Rota. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=4rB0q66lhNY (дата обращения: 29.03.2020)). Автором стихотворения была Мария Конпницкая, а чуть позже текст был положен на музыку польского композитора Феликса Нововейского. В словах песни чувствуется единение польского народа, что выражается такими местоимениями как «наш», «мы», «нам». Её текст говорит о стремлении польского народа защищать свои земли и интересы, противостоять онемечива- нию польских земель. Если в мазурке Домбровского и Варшавянке 1831 г. по- ляки еще надеялись на помощь с Запада, особенно рассчитывая на Францию, то теперь все свои надежды они возлагают только на Бога и на себя. Нельзя также не сравнить и музыку этих трёх песен. Если в первых двух музыка маршевого типа, которая даёт некий задор перед боем, то музыкальное сопровождение «Роты» создаёт ощущение, что песня струится из сердца польского народа. Му- зыка не пропитана жизнерадостностью или пафосом, она спокойная, но в тоже время колокольный звон во вступлении напоминает набат, говорящий о том, что полякам пора подниматься на борьбу с врагом. Первая мировая война принесла польскому народу желанную независи- мость. В ходе этой войны Австро-Венгрией также были созданы польские ле- гионы, первой бригадой которых командовал Юзеф Пилсудский – основатель польских легионов и будущий глава Польского государства. Именно в этой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=