Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 293 платью. Однако на следующий день после московского бала отношение детей к Анне меняется: «Потому ли, что дети непостоянны или очень чутки и по- чувствовали, что Анна в этот день совсем не такая, как в тот, когда они так полю- били ее, что она уже не занята ими, – но только они вдруг прекратили свою игру с тетей и любовь к ней, и их совершенно не занимало то, что она уезжает» [3]. Позже эти же дети «не выказывали в отношении к нему [Левину] того странного чувства застенчивости и отвращения , которое испытывают дети так часто к взрос- лым притворяющимся людям и за которое им так часто и больно достается» [3] . «Дети в несчастливой, по определению Толстого, семье Облонских – это развитие темы о роли материнской и отцовской любви.…Только благодаря са- моотверженной материнской любви, детям в семье Облонских дарована благо- дать детства» [2] . Визг то восторженный , то испуганный звучит среди детей Облонских, жалость , испуг , удивление , радость, веселье – приблизительный перечень эмоций, испытываемых маленькими Облонскими. И хоть Долли и ис- пытывает разочарование в своих детях, когда видит сцену драки Гриши и Тани и сына с «изуродованным злобой лицом», Толстой показывает детей Облонских счастливыми. Толстой считает детство порой счастья. Если ребёнок не счастлив, ис- пытывает отрицательные эмоции, пользуясь формулой эмоций П. В. Симонова и опираясь на суждение самого Л. Н. Толстого о мире детства, логично предпо- ложить, что ребёнок испытывает потребность в любви, которую должны дать ему родители. Если этого не происходит, на страницах романа мы наблюдаем отклонение семьи от нравственно идеала, как это, например, происходит с Ка- рениными. Именно поэтому, для понимания авторского замысла, необходимо анализировать эмоциональную составляющую текста романа. Библиографический список 1. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] // Гл. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – URL: https://psychological.slovaronline.com/2078- EMOTSII (дата обращения: 26.03.2020). 2. Левитская, Н. А. Мир детства и типология детских образов в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» [Электронный ресурс] / Н. А. Левитская // Непре- рывное образование специалистов в современных условиях: Новый дизайн: Мате- риалы междунар. науч.-практ. интернет-конф. – URL: http://edu.asou-mo.ru/images/ 20160920/sector8/Левитская_Толст._дет_обр.pdf (дата обращения: 24.03.2020). 3. Толстой, Л. Н. Анна Каренина [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой. – URL: http://tolstoy.ru/online/online-fiction/anna-karenina/ (дата обращения: 25.03.2020). 4. Толстой, Л. Н. Детство [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой. – URL: http://tolstoy.ru/online/online-fiction/detstvo/ (дата обращения: 21.03.2020). 5. Толстой, Л. Н. Письмо А. А. Толстой. 1857 [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой. – URL: http://tolstoy.ru/creativity/journalismguide/25.php (дата об- ращения: 26.03.2020).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=