Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 291 именно так Л. Н. Толстой понимает детство. Детские образы в его произве- дениях невольно приковывают к себе внимание своей искренностью и непосред- ственностью мировосприятия. «Детское незамутнённое, истинное сознание является своеобразным нравственным камертоном» [2]. Наиболее показательным в этом отношении, с нашей точки зрения, явля- ется роман «Анна Каренина», в котором особое внимание уделяется миру детства. Роман начинается с описания ссоры в семье Облонских, когда дети остаются на периферии отношений родителей, а заканчивается душевным перерождение Константина Левина, в котором немаловажную роль сыграла сцена грозы: «…страх и тревога за жену и сына для Левина окажется началом пробуждения и отцовского чувства. Для Толстого – это важнейший момент в духовном развитии героя» [2]. Наиболее интересен для рассмотрения эмоциональный мир ребёнка, пото- му что именно эмоция является реакцией человека на окружающий его мир. Эмоции и чувства, которые испытывают маленькие герои романа, являются ре- зультатом воздействия на детей взрослого мира, решений и поступков взрослых героев произведения. Именно поэтому, для понимания общего замысла произ- ведения, с нашей точки зрения, необходимо рассмотреть эмоциональную со- ставляющую детских образов в романе. Опираясь на Большой психологический словарь, отметим, что под эмоциями мы будем понимать «особый класс психи- ческих процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного пережива- ния (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на инди- вида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» [1]. Так как материалом нашего исследования послужил текст романа, обра- тимся к языковой репрезентации эмоций. Наиболее полно эмоции получают выражение на лексическом уровне языка. Нами было насчитано порядка 51 лексемы, непосредственно называющей эмоции: 22 существительных, 17 при- лагательных, 6 глаголов, 5 наречий и одно предикативное слово. Надо заметить, что анализировались лишь те лексемы, которые имеют отношение к репрезен- тации эмоций детских образов. На протяжении всего романа мы наблюдаем развитие образа Серёжи Ка- ренина. Сам Серёжа впервые появляется на страницах романа, с «отчаянным восторгом » встречая Анну дома после её поездки в Москву. Его « простодуш- ный , доверчивый и любящий » взгляд ещё не раз будет встречаться на страницах романа. Когда в жизни Анны появляется Вронский, ребёнок не знает, как к нему относиться: «…Вронский часто видел устремленный него вниматель- ный и недоумевающий взгляд ребенка и странную робость , неровность , то лас- ку , то холодность и застенчивость в отношении к себе этого мальчика» [3] . Вопрошающий взгляд мальчика для Вронского противен , потому что «присутст- вие этого ребенка вызывало во Вронском и в Анне чувство, подобное чувству мореплавателя, видящего по компасу, что направление, по которому он быстро движется, далеко расходится с надлежащим, но что остановить движение не в его силах, что каждая минута удаляет его больше и больше от должного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=