Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 287 Мастерицы лепили игрушек-свистулек: барынь и кавалеров, петушков, бара- нов, уточек, собачек и кошек и т. д. Жители другой курской деревни – Дроняе- воизготавливали из глины крынки, глечики, макитры, которые славились своей прочностью. Гончарной же столицей испокон веков называли Суджанский край (Слобода Заолешенка, Гончаровка и село Замостье) где около 400 лет местные жители занимаются гончарством. Их изделия – это не только повседневная по- суда, но и фигурные сосуды в форме животных и птиц, которые предназнача- лись для традиционных народных обрядов и разнообразных напитков [2]. Центрами ковроткачества в Курском крае с ХVIII в. признаны с. Саморя- дово (ныне Большесолдатский район), а также села Суджанского и Дмитриев- ского уездов. Здесь даже были открыты школы ковроткачества. Примечательно, что суджанскиековры были высоко оценены на Всесоюзной художественной выставке народных промыслов (г. Москва, 1960 г.) и международной выставке (в 1959 г. в Брюсселе) [1]. Сегодня, когда в стране идет активный процесс возрождения традицион- ной культуры, очень важно сохранить национальную самобытность народов, проживающих на территории отдельных регионов России. Об этом речь идет и в законе Курской области «О культуре». Он призван регулировать культур- ную деятельность в таких сферах как «резьба и роспись по дереву, лозоплете- ние, плетение из бересты, соломки, вышивка, мягкая игрушка, гончарные изде- лия, глиняная игрушка, и другие, а также в части создания и распространения культурных ценностей… [3]. При поддержке областной администрации в Курском крае в настоящее время действуют сотни народных самодеятельных хоровых, фольклорных, хо- реографических и вокальных коллективов, оркестров народных инструментов. Сегодня во многих населенных пунктах области открыты крупные центры ре- месел. Один из них – в с. Саморядово Большесолдатского района. Его визит- ной карточкой являются искусные скатерти, многоцветные рушники, плете- ные лапти из пеньки, самобытные узорчатые пояса. Здесь работают народные мастера России Т. Косинова, Л. Карачевцева, Т. Багданчикова, мастерицы Т. Боб- ровская и Т. Переверзева. Они неоднократно становились лауреатами областных и всероссийских выставках и фестивалей. Так, народный мастер России Лю- бовь Карачевцева получала премию губернатора Курской области «За сохра- нение традиций» [2]. В настоящее время центры по сохранению ковроткачества открыты при Домах культуры Горшеченкого, Дмитриевского и Тимского районов (Центр ткачества МКУ «Леженский сельский Дом культуры», с. Леженьки). Свое мас- терство передает молодежи известный художник по ткачеству А. П. Савченко в Суджанском техникуме искусств [1]. Изготовлением традиционной, народной, авторской и керамической посу- ды, а также традиционной игрушки занимаются в Центре народных традицион- ных промыслов Курчатовского района, Суджанском центре народных промыс- лов и ремесел (г. Суджа), Центре народных традиционных промыслов с. Дроняе- во. Многие годы передают подрастающему поколению свое мастерство народ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=