Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 280 западника становится Потугин – герой-резонер, идеолог, впервые отделившийся от главного героя романа и отошедший на второй план [см.: 5, 464–481]. В отличие от проникнутых пессимистическими настроениями автора и рас- сказчика «Призраков», Потугин свято верит в силу цивилизации Запада, спо- собной своей рациональностью через принципы равенства, терпимости, гуман- ности и другие европейские идеалы справиться с иррациональностью, хаотич- ностью мира. Именно поэтому Россия должна опираться на опыт разумного За- пада. В России, по мнению Потугина, не так развит культурно-цивилиза- ционный слой, который был бы способен усмирить бушующее насилие. Циви- лизацию в России всегда олицетворяли представители правящего образованно- го класса, однако кружок Ратмирова и кружок Губарева, члены которых посто- янно рассуждают о судьбе России, о ее роли в мировой истории, – это, по Тур- геневу, не гуманные, просвещенные и культурные деятели, способные обузды- вать и «окультуривать» хаотичность человеческой природы. Аристократы- ратмировцы пребывают в мечтаниях о силовом подавлении преобразований в российском обществе, а губаревцы – о народном восстании. Оба кружка гово- рят о силовых общественных взрывах, не считаясь с тем, что они неизбежно приводят к большим кровавым потерям. Однако, как бы не критиковалась Потугиным внутренняя политика России, ее высшее аристократическое общество, он не предстает в романе идеальным героем, даже идеологическая его система в некоторых пунктах далеко не так убедительна, как кажется ему самому. Охваченный губительной любовью к Ирине, он потерян и жалок. Такой же страшной, без преувеличения – убийст- венной, любовью к той же женщине захвачен и главный герой романа Литви- нов – своего рода ученик Потугина. И здесь вновь перед нами предстает песси- мистически настроенный автор «Призраков». Получается, что и герой-идеолог, и главный герой оказываются беззащитными перед хаотичностью и варварст- вом любовных чувств, и эта беззащитность лишает их трезвого мышления, а значит, выводит из «стана борцов» с иррациональностью мира. В размышлениях Литвинова, покидающего Баден-Баден, о дыме в полную силу раскрывается Тургенев-пессимист, сомневающийся в возможностях за- падноевропейской цивилизации преодолеть хаотичность бытия. На всем творчестве Тургенева, начиная с 1860-х гг., лежит печать кризиса общественного движения в России и личного кризиса писателя. Это было смут- ное время, когда уже пошатнулись старые принципы, а новые еще не успели зародиться. Старое либерально ориентированное мировоззрение, которое явля- лось отличительной чертой тех же «Записок охотника», теперь уже явно не оправдывает себя. Даже на крестьян, в которых когда-то Тургенев видел буду- щее России, у него нет надежды. Уже нет абсолютного западника Тургенева, поскольку он теперь всерьез сомневается в самом идеале западноевропейской цивилизации. Люди теряют смысл в своем бесконечном «клублении» и напрас- но ищут дорогу в эпоху абсолютного бездорожья. В 1860-х годах Тургенев продвигает в своих произведениях философию пессимистическую в своей основе: история не развивается, весь грандиозный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=