Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 28 плодородия, но и богиней царства мертвых. Можно предположить, что обра- щавшиеся к богиням с молитвами пытались таким образом позаботится о своей жизни после смерти. Такое изменение почитания культа связано с ухудшением военно-поли- тической ситуацией государства. В середине III в. до н. э. сокращается количе- ство сельских поселений. В удаленной от городов местности возводятся фор- тификационные сооружения, необходимые для защиты государства от кочев- ников [4, c. 74]. Находясь в условиях возможного нападения противника, за- щитники боспорских крепостей понимали, что в подобном положении погиб- нуть достаточно просто. На протяжении своего существования человек осозна- ет, что жизнь имеет свойство обрываться, а что будет дальше ему не известно. Однако человечеству свойственно надеяться и верить в лучшее, в том числе в то, что после смерти будет и иная жизнь, возможно даже лучше земной. И чтобы ее достичь люди также надеются на потустороннюю помощь. С точки зрения Ф. Ф. Зелинского, культ Деметры, так же, как и культ Диониса, мог рас- крывать перед обычным смертным подземные тайны, «давая ему определенный ответ на мучительный вопрос, что с ним будет после смерти, но и учил его обеспечить себе лучшую участь на том свете» [2, c. 167]. Функции Деметры и Коры как олимпийских богинь напрямую связаны с загробной жизнью, а свя- зи с тем, что культ этих богинь пользовался широким авторитетом среди бос- порян, местному населению необязательно было от них отрекаться и начинать славить культы других богов, например, Ареса. Следовательно, основная роль культа богинь плодородия смещается с аграрного значения и постепенно начи- нает приобретать функции культа бессмертия и загробной жизни. В доказательство можно также привести керамический сосуд небольшого размера, найденный на городище «Белинское», которое располагалось на пери- ферии Боспорского государства и являлось ключевым звеном как для обороны государства, так и в качестве плацдарма для борьбы крымскими скифами [3, c. 180]. Сосуд относится ко второй половине III в. – середине IV в. н. э. Пред- ставляет бюст женщины, олицетворяет рождение урожая или же возвращение из царства мертвых, так как основание фигурки-сосуда идет от груди, символи- зируя появление из земли. Таким образом, керамический сосуд можно отнести к культу Деметры и Коры в качестве обрядового предмета. Из вышесказанного можно подойти к выводу, что процветающий на Боспоре аграрный культ Деметры и Коры постепенно начинает угасать. Данное положение связано с кризисом государства в III–II вв. до н. э., вызванном миг- рацией варварских племен, что повлияло на ухудшение военно-политического положения Боспора. Государство больше уделяет внимание защите своих зе- мель, нежели процветанию сельского хозяйства. В меняющемся царстве меня- ется и мировоззрение его населения. Жители Боспора в условиях набегов все чаше начинают беспокоится о сохранении своей жизни, а также дальнейшем существовании после смерти. В связи с тем, что и Деметра, и Кора непосред- ственно связаны не только с жизнью, но и с царством мертвых, их культ начи- нает со временем трансформироваться в образ бессмертия и загробной жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=