Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 277 Долгое время магистральной темой произведений Тургенева была именно общественно-политическая обстановка в стране. Цикл рассказов «Записки охотника», романы были наполнены надеждами на перекройку России по за- падному лекалу. Творчество Тургенева ориентировалось на «злобу дня», и с ова- циями принималось в интеллигентном обществе. Однако наступил период охлаждения и враждебности к творчеству Турге- нева, когда после головокружительного успеха его романов, особенно «Дворян- ского гнезда», он представил на суд читателей такую странную, как будто «случайную», повесть «Призраки». Публикация после нашумевшего романа «Отцы и дети», полного общественно-острых вопросов, подобной чисто «ху- дожественной» повести воспринималась как слабость и «потеря таланта». Тем не менее современники Тургенева были не правы. В «Призраках» до- вольно явно отражается тургеневская концепция исторического развития, про- сто уже совсем не похожая на озаренное надеждой западничество. Два истори- ческих лица и два события – правление Цезаря и восстание Степана Разина - олицетворяют две силы в стране: правящую верхушку и бунтующий народ. Обе силы охвачены жаждой крови и стремлением к единоличной власти, не допус- кающей существования никакой оппозиции. Цезарь, воплощающий тиранию и жестокость власти, и его легионы, эту ти- ранию воспевающие, вызывают ужас у рассказчика. Не меньший ужас вызывает у него такая же безликая и такая же страшная в своей чудовищной мощи, хотя и детальней прорисованная, толпа, пошедшая за Степаном Разиным. Восстание изображено через хаос звуков, рассказчик не видит людей, но он слышит лязг цепей, повелительные восклицания, жалобный плач, выкрики: «Бей! вешай! то- пи! режь! любо! любо! так! не жалей!» [7]. Призывы к жестокости, лихорадочная жажда убийства всякого рода «белоручек». Кругом кровь и дикий хохот. Цезарь и Степан Разин – фигуры совершенно разных эпох и менталитетов, однако сущностно они абсолютно одинаковы. Такое сравнение, такой выбор ис- торических типов, событий призван подтвердить овладевшую в тот период Тур- геневым идею о бессмысленности исторического развития. Люди, захваченные мировым хаосом, превращаются в страшных животных, не способных построить прочную цивилизацию, основанную на гуманности и рациональности. Цезарианский мир ужасал Тургенева. Оказавшись в охваченном победной лихорадкой Париже (победа Франции и Италии над Австрией), Тургенев писал Анненкову: «…завтра происходит в Париже великое преториански-цезариан- ское празднество… все улицы Парижа перерыты, везде наставлены триумфаль- ные ворота <…> это император будет держать аллокуцию в цесарско-римском духе…» [1]. Тургенев (как и супруги Виардо) уезжает на это время из Парижа, слишком ничтожны казались ему люди, стекающиеся со всех концов страны, чтобы восхвалять Наполеона III, политику которого он явно недолюбливал. Та- ким образом, своего рода «цитатой из жизни» оказывается бегство героя «При- зраков» из грязного Парижа, особенно если продолжить слова Тургенева из письма к Анненкову: «Лучше сидеть перед раскрытым окном и глядеть в непо- движный сад…» [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=