Тульская историческая весна - 2020
Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 272 В 1962 году князь Ренье III даровал новую конституцию (то есть она явля- ется октроированной), которая с поправками 2002 года действует по настоящее время (Монако // Большая Российская энциклопедия URL: https://bigenc.ru/ geography/text/2225831). Предшествовал этому франко-монегасский кризис, когда власти Франции выступали против того, что компании фактически «сбегали» от налогов в Монако, где их на тот момент не было (Геннадий Соколов. Страна трех городов // Журнал «Вокруг света». 1980. URL: http://www.vokrugsveta.ru/ vs/article/1560/). Значение данной конституции состоит в создании правовых основ дальнейших преобразований в сторону ограничения власти князя (в част- ности был создан Верховный суд), а также к расширению прав женщин, кото- рые в 1963 году получили избирательные права (Монако // Большая Российская энциклопедия URL: https://bigenc.ru/geography/text/2225831) . Действующая конституция 1962 года достаточно объемна и состоит из преамбулы, XII титулов и 97 статей. Титул I посвящен основным положениям. В Титуле I, статье 1 подчеркивается особый характер взаимоотношений с Францией, которая гарантирует по договору 2002 года независимость кня- жества Монако даже в случае пресечения династии Гримальди (Монако // Эн- циклопедия «Всемирная история» URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/ monako), а также ряд других положений. В Титуле I, статье 2, указано, что принцип правления (Le principe du gouvernement ) – наследственная и конституционная монархия. Термин «прин- цип правления» является непривычным для российской правовой науки, кото- рая использует понятие форма правления. В статье 6 Титула I указано, что «разделение административной, законода- тельной и судебной функций обеспечено». «Исполнительная власть подчинена высокой власти князя» (Титул I, статья 3), законодательная власть – Князю и Национальный совету (Титул I ст. 4), судебная власть – суды и трибуналы (Титул I, ст. 5). Юридически закрепляется принцип разделения властей. Но в самой конституции мы видим понятие «разделение … функций», что уже за- ставляет усомниться в том, есть ли фактическое разделение или основополагаю- щими являются функции княжеской власти. На практике прослеживается то, что исполнительная и судебная (делегированная судам и трибуналам) власти под- чинены князю, а законодательная имеет очень мало свободы в своих действиях (законодательную инициативу парламент получил только в 2002 году (Государ- ственное устройство Монако // Monaco-servieceazur. URL: https://www.monaco - serviceazur.com/info/articles/Gosudarstvennot-Ustroystvo/ ), князь после заключения Совета Короны, который им формируется, подчинен ему и контролируется им, может распустить парламент и назначить новые выборы). Таким образом, система сдержек и противовесов фактически отсутствует. Совет правительства подчиняется государственному министру, который пред- ставляет князя (Титул V, ст. 43–44). Контроль за законностью выборов в Наци- ональный совет осуществляют суды (Титул VI, ст. 55). Полномочия парламента ограничены: он не имеет права контролировать деятельность правительства. Законодательной инициативой до 2002 года обладал только князь. «Судебная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=