Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 27 в Ионии и на Пелопоннесе (Herod. IX, 57, 97). Согласно сведениям Павсания, мистерии Аркадии не отличались от Элевсинских (Paus. VIII, 14, 12), а археоло- гические находки на территории современного Крыма, говорят о том, жители Боспорского царства также были знакомы с Элевсинским обрядом [7, c. 163– 164]. Кроме этого, на территории Боспора были найдены различные статуэтки, олицетворяющие богиню плодородия. С точки зрения С. Ю. Сапрыкина, начи- ная с VI в. до н. э., образ Деметры и Персефоны уже был почитаем на Боспоре [9, c. 68]. Ведущей отраслью экономики в этом регионе было сельское хозяйство. В частности, выращенный хлеб в большом объеме экспортировался в Афины, а также некоторые малоазийские города [1, c. 81–83]. Именно с особой ролью земледелия и торговли хлеба связан авторитет культа Деметры и распростране- ние его на территории Боспорского царства. Во время правления первых пред- ставителей династии Спартокидов зерновое хозяйство достигает своего апогея, а на монетах в сочетании с грифонами изображался основной символ Деметры – колос [8, c. 353]. Грифоны, изображенные на монетах, сточки зрения А. С. Русяе- вой, охраняли хлеб, которым обогащались местные правители. Подобное изоб- ражение колоса и грифона находилось и на головном уборе жрицы богини пло- дородия, который был найден в кургане Большая Близница [8, c. 352–353]. Однако во II в. до н. э. Боспорское царство наряду с другими античными городами северного Причерноморья вошло в стадию кризиса. Упадок был вы- зван движением варварских племен, которое нарушало экономические связи Боспора с другими греческими колониями [1, c. 298–300]. Так, древнегреческий историк Полибий отмечает, что порой из-за нехватки зерна Боспор сам нуждал- ся в его импорте (Pol. IV, 38). В этот период времени аграрная сфера культа Деметры и Коры начинает затухать, но не угасает сам культ. О его жизни гово- рят склепы, относящиеся к началу новой эры. В «склепе Деметры» изображен сюжет похищения Персефоны Аидом и образ скорбящей Деметры (Ростовцев, 1914: 199–226). В склепе Алкима изображен подобный сюжет, но кроме похи- щения Коры, показана и сама Деметра, пытающаяся найти свою дочь (Ростов- цев, 1914: 166). Наравне с росписями на Боспоре распространялись и орфические гимны. К орфическим гимнам относились лишь те, которые имели определенное зна- чение только в таинствах [6, c. 11]. В некоторых таких гимнах, распростра- ненных на Боспоре, звучали и воззвания к элевсинским богиням. По мнению А. С. Русяевой, исполнялись они в виде молитв на различных празднествах и близки были людям, которые верили в загробную жизнь. Среди орфических гимнов Северного Причерноморья существовала и молитва к Персефоне, по- казывающая некую модернизацию культа: «О вседержащая дева, плодами обильная щедро, / Смертным одна ты желанна… / Ты одна – и жизнь, и смерть для людей многобедных, / Персефона – всегда ты «несешь» и всегда «убива- ешь». (Hymn. Orf. XXIX, 10–20). Здесь можно увидеть, что Кора, а следова- тельно, и Деметра, в первую очередь выполняет не аграрные функции, а яв- ляется связующей земной и загробной жизни. По воле Деметры все живое может как рождаться, так и погибать, Кора же является не только богиней

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=