Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 256 Руси. Благотворительность Древнерусского государства принимает более чет- кие очертания во время установления православия, что повлияло на появление в обычной жизни религиозно-моральных идеалов, которые в границах непрере- каемого повиновения, благоприятствовали образованию политики в социаль- ной сфере. С укоренением православия милосердие и сострадание укреплялись в обществе, что выражалось в виде филантропии, которая предполагает призре- ние больных и бедных. «С принятием христианства и его укоренением на рус- ской национальной почве становились нормой и религиозные традиции состра- дания и милосердия» [3, с. 23]. Благотворительная деятельность начинает ди- намично развиваться. Для организации призрения использовались средства, которые появлялись от налогов, повинностей, таможенных и торговых пошлин. Оно осуществлялось через: выкуп попавших в плен, раздачу продуктов питания и одежды нуждаю- щимся, благоподаяние, поддержку погорельцев, учреждение сиротских приютов, образовательных заведений для детей из бедных семей. Князья Олег и Игорь брали дань с греков за убитых воинов для передачи денег их родственникам. При исследовании договоров между Византией и Русью, можно обозна- чить, что попечение о родственниках погибших воинов было зафиксировано в этих соглашениях. В период похода Святослава Игоревича на Царьград взи- малась дань, часть которой передавалась на материальное обеспечение близких родственников павших воинов. В период правления Олега, Игоря и Святослава содержание семьи убитых воинов реализовывалась за счет получения дани с узурпируемых земель. Видной составляющей законодательного регламентирования материально- го обеспечения в XIII веке на Руси является Договор Смоленска с Ригой, Гот- ландией и Немецкими городами 1228 года, который обозначал величину вы- платы за нанесение телесных повреждений как вольным людям, холопам, так и иностранцам. Размер выплаты обуславливался степенью тяжести телесного повреждения и положением человека, которому были нанесены повреждения. «Размер полагавшейся выплаты для иностранцев возмещался двойной пеней, что свидетельствует об их более высоком правовом положении и соответствен- но лучшей «социальной защищенности» перед жителями Руси» [6, с. 32]. Ещё одним важным моментом является система кормлений, порядок оплаты локальной власти, устанавливающий, что народ должен «кормить» её резидентов. Разнообразные категории системы кормления фиксировались как в правовых актах (грамоты, уставы князей), так и в обычаях, ритуалах и прочее. Многие столетия благотворительностью занимались монастыри. Появи- лась характерная форма церковно-государственного призрения, спецификой которой служит паритетное содействие в помощи нуждающимся и церкви, и власти. «Однако потребность в государственном регулировании благотвори- тельности всё острее ощущалась по мере укрепления государственности и рас- ширения размеров страны» [1, с. 93]. В годы царствования Ивана IV большое внимание уделяется церкви, а следовательно и благотворительности. Пробный опыт законодательно оформить попечение о больных и нетрудоспособных был

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=