Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 246 Последние два десятилетия данные факторы послужили катализатором для начала миграционных процессов на почве изменения исторической памяти. Эти процессы выявили три крупные волны потоков перемещения населения из са- мых разных регионов Украины. Это были следующие временные интервалы: 1. 1992–1998 гг.; 2. 2004–2009 гг.; 3. 2014– по настоящее время. Первый миграционный поток начался в 1992 году, спровоцированный не только распадом Советского Союза и обретением государственной независимо- сти Украиной, но и раскольнической деятельностью непризнанного Киевского Патриархата и лично Филарета (Денисенко). Свобода вероисповедания, которая появилась у граждан, оказалась в сложной обстановке сектанства, неоязыче- ства, раскольнических организованных групп, стремившихся заполнить «ваку- ум в душах людских начала 90-х гг. XX века» [3, с. 201]. Именно после По- местного Собора в июне 1990 года, спустя год, тогдашний экзарх всея Украи- ны, митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) обратился к Пре- зиденту Л.М. Кравчуку с размышлением «Независимой Украине – независи- мую Церковь». Государственная власть тогда не спешила вмешиваться, всяче- ски потворствовала и одобряла деятельность «Всесильного экзарха». Филарет обращался к людям во время проповедей исключительно на украинском языке с призывом о возвращении украинцев к истокам своей истории и исконным мес- там проживания. В 1992–1995 гг. раскольники провели ряд акций против «заси- лья московских попов», возведя Филарета в достоинство «Патриарха Киевского и всея Руси-Украины», которого не признала ни одна поместная церковь. Нападки на верующих, притеснения по языковому, культурному и религи- озному принципу заставило население перемещаться. С одной стороны украин- цы стали возвращаться в те места, где жили их предки, тем самым показывая свою принадлежность исконной территории проживания, а с другой стороны люди стали уезжать подчас даже из страны не только в соседние Россию или Белоруссию, но и в дальнее зарубежье, обуславливая это несогласием с прово- димой политикой. Данный процесс несколько стих осенью 1998 года, на фоне дефолта и падением уровня жизни в России, и более-менее стабилизацией в со- циально-экономическом и политическом плане в Украине. XXI век начался для Украины с проведения переписи населения. Это была первый подсчет населения в стране после обретения независимости, который надо рассматривать с двух позиций. Первая – это численность людей, прожи- вающих в государстве, показывающая распределение по регионам и очерчи- вание территориальной плотности, а вторая – этно-национальная картина, ко- торая значительно изменило привычное понимание исторической реальности. Так в западной части страны люди часто себя определяли не как украинцы, а подчас как русины, роксоланы, австрийцы, поляки и многие другие малые эт- нические группы. Данная интерпретация показывала, что историческая память у населения проживающего в данном регионе не связывалась с Россией или Украиной, считая себя самобытными или как называют «самостийными».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=