Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 245 сильнее всего у галичан. Это обусловлено тем, что они не находились в составе Российской империи, позднее в Советском Союзе продолжительное время. По- мимо этого, значительная часть населения данного региона была подвергнута репрессивным мерам и во многом сами люди это воспринимали как «оккупа- цию советского режима», поэтому и происходило значительное отторжение культуры и идеологии СССР. Данный всплеск национализма в Западной Украине в конце 1980-х гг. по- догрело движение греко-католической церкви. В 1989 году обострение межна- циональных и межконфессиональных отношений во Львовской, Ужгородской и Ивано-Франковских областях Украинской ССР достигло высшей точки. Это было связано с тем, что была легализована деятельность Украинской греко- католической церкви, а также раскольников-автокефалистов. Они пытались сыграть на исторической памяти поддержки Речи Посполитой Константино- польским Патриархатом в XVII–XVIII вв., но это не увенчалось успехом. Сто- ронники «очищения Украинской Церкви от Московского влияния» не смогли перетянуть значительную массу верующего народа и им также отказал в под- держке Патриарх Константинопольский Димитрий, сославшись на докумен- тальную базу, что «Украина находится под омофором Русской Православной Церкви вполне легально». Тогда конфликт удалось погасить, но спустя некото- рое время он разгорелся вновь с новой еще большей силой. На пересечении этих факторов и влияний и появляется фундамент для «Единой украинской независимой истории». Она должна была представлять собой историю страны, как историю этнических украинцев, которые своей борьбой против разных внешних врагов очистили путь к собственной государст- венности и «незалежности». Наиболее громко об этом было сказано в 2005 году Президентом Украины В. А. Ющенко: «История Украины – это история борьбы за независимость Украины. За формирование украинского государства». После этого, стали появляться самостоятельные исследования, подчеркивающие иск- лючительно древнюю историю украинцев, и «редактирование» истории, в част- ности Древней Руси, которую было принято в украинской современной исто- риографии называть только как «Киевская Русь». Новая историческая реальность стала применяться не только в узком ака- демическом круге, но выходить в массы населения государства по нескольким векторам. Во-первых, это было направлено на школьный курс истории, кото- рый должен был «воспитывать новый идеал исторического процесса», во- вторых, стала проводиться политика по героизации «подвигов» С. А. Бандеры, которого официальная история Великой Отечественной войны считает врагом и предателем, который был организатором украинского националистического движения на Западной Украине. Данные идеи не воспринимает большее коли- чество населения, но молодежь оказывается под ударом данных идеологиче- ских мотивов и испытывает эйфорию. Так, согласно опросам, которые прово- дились в Украине в 2017 году 39,5 % опрошенных в возрасте от 16 до 29 лет, считают, что «без Украины не было бы победы в Великой Отечественной войне» [1 c. 60]. Данный факт вызывает определенную тревожность за будущее.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=