Тульская историческая весна - 2020

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Тульская историческая весна – 2020» 244 нения в сфере образования, а также в культурной среде, прежде всего в литера- туре и творчестве. Это определено тем, что рассматривать приходится не как частное воспоминание о событиях, явлениях и процессах, а как факт коллек- тивного восприятия исторической реальности в определенное время. По мне- нию А. Асмана «Коллективная память превращает ментальные образы в иконы, а нарративы становятся мифами, важнейшим свойством которых является убе- дительная сила и мощное аффективное воздействие» [1, c. 38]. Постсоветская, или иными словами, современная история Украины нача- лась в конце 1991 года, когда на глазах всего мира рушился Советский Союз. Именно в это самое время пробудились зачатки русофобских настроений в пре- творении исторической памяти в жизнь. На момент распада СССР и образова- ния независимого украинского государства разительных отличий между Цент- ром и окраинами в понимании не было, сказывалась социалистическая идеоло- гическая платформа. Она выступала своеобразной доминантой влияния надэт- нической городской среды русскоязычного населения через массовую систему образования и культуру, которая вплеталась в единую канву всего образа со- ветского общества. Необходимо подчеркнуть тот факт, что переплетение реги- ональной (локальной) истории с общегосударственной, которая подчас выходит и на более широкий межгосударственный ареал. За прошедшее время с момента распада Советского Союза ситуация с ис- торической памятью на Украине произошли очень серьезные изменения, и от- нюдь не благоприятные. Это в первую очередь связано с разным пониманием и интерпретацией политики исторической памяти, которую осуществляло пра- вительство. Формирование данного рода идеологических скреп определено тем, что крушение советских структур, служивших сигнальными символами, поста- вило перед элитами украинского государства для конструирования новой иден- тичности, а также «изобретения традиций украинского народа» и «славление новых героев», которая была подогрета националистическими идеями [2, с. 401]. Этого рода «память» выступала своеобразным толчком к переосмыслению но- вых географических и политических ориентиров. Пересмотр и выявление «нужных моментов» в советской исторической памяти началась во второй половине 1980-х гг., когда народ с зарождающимся националистическим движением сам выступил с критикой власти, что проис- ходит якобы «ущемление национальной истории союзных народов» и продви- гая новую концепцию национальной истории. Опора данного явления была до- статочно прочная, так как украинские националистические круги стремились заимствовать «великую идею малороссийства» из народничества XIX века, а также из дневников, мемуаров, псевдонаучных материалов и исследований эмигрантов послевоенных лет. Каждый из этих «научных трудов» нес мощней- ший заряд вдохновения для деятелей культуры и политической среды. Наиболее рьяно за пересмотр и создание «Единой истории всего украин- ского народа» выступали представители западной части страны, которые доста- точно широко и динамично исследовали свои корни, происходящие от ав- стрийцев, румынов или венгров. Все это пробуждало историческую память

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=