Тульская историческая весна - 2020

Кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное 239 Упоминает о семейных разделах в своей работе «„На миру“ и в семье: рус- ская крестьянка конца XIX – начала ХХ века» и В. Б. Безгин, заключивший, что «процесс семейных разделов был обусловлен как следствием модернизации российского села, так и возросшей социальной мобильностью деревенских жи- телей, которая существенно изменила культурный облик крестьянской семьи. В разделенной семье положение женщины было более свободным, а роль само- стоятельной, чем в патриархальной семье» [3, с. 40]. В кандидатской диссертации Н. И. Кобзаревой внимание уделено деятель- ности стариков в великорусской деревне. Тщательно разбирая их права и обя- занности, автор убеждается, что «отношение к старшему поколению в кресть- янской семье зависело от благосостояния и типа крестьянской семьи. Гораздо большим почётом пользовались старики в зажиточной неразделённой семье. К концу XIX века с ростом количества семейных разделов важным фактором, определявшим статус старика в семье, становится его работоспособность. <…> Обладая большим житейским опытом, старики лучше всех понимали природу. Проводя время в молитвах и размышлениях о душе, приближаясь к пределу жизни, они были ближе всего к Богу. <…> Именно старики приводили в храм детей, заботились об их воцерковлении» [18, с. 25, 99, 100]. Современные авторы рассматривают и другие вопросы, связанные с по- вседневностью русских крестьян. Используя прошения крестьян, поданные в губернские и уездные по крестьянским делам присутствия, в качестве истори- ческого источника, в кандидатской диссертации по 6 нечерноземным губерни- ям Центральной России А. Д. Кубрик анализирует отношение крестьян к свое- му жилищу: «Большинство крестьян в своих прошениях в органы власти под- черкивали безупречную налоговую репутацию и законность имущественных притязаний, а основной массив прошений был написан корректным, сдержан- ным тоном, с приведением рациональных аргументов, в частности ссылок на конкретные законы. Апелляция к Богу и христианской религии в документах, имевших юридическую силу, была несвойственна русским крестьянам второй половины XIX века» [19, с. 25]. Книга Л. В. Беловинского «Жизнь русского обывателя. Изба и хоромы» охватывает практически все стороны повседневной жизни людей дореволюци- онной России: социальное и материальное положение, род занятий и развлече- ния, жилище, орудия труда и пищу, внешний облик и формы обращения, обра- зование и систему наказаний, психологию, нравы, нормы поведения» [4]. Общественному движению крестьянства в начале ХХ века на примере Во- ронежской губернии посвящено исследование Ю. В. Кудиновой. Автор считает, что «определенная часть учителей, врачей, представителей духовенства, прово- дя агитацию и пропаганду среди жителей деревни, подталкивала крестьян к бо- лее активным вступлениям, вливавшимся в общероссийскую борьбу против существующего аграрного строя» [20, с. 21]. Много внимания столыпинской аг- рарной реформе уделил М. Д. Карпачев [16] и О. А. Сухова [31]. Отметим и исследования по пословицам и поговоркам крестьянской и дво- рянской жизни XVII–XIX вв. белгородского историка В. А. Шаповалова.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=